Logo
Версия для печати

В положении о закупках автономного учреждения в разделе, описывающем процедуру открытого запроса предложений в электронной форме, срок на подачу заявок ограничен двумя рабочими днями. Не является ли применение этого пункта ограничением конкуренции?

В положении о закупках автономного учреждения в разделе, описывающем процедуру открытого запроса предложений в электронной форме, срок на подачу заявок ограничен двумя рабочими днями. Не является ли применение этого пункта ограничением конкуренции?

Ответ: Признаки ограничения конкуренции определены в ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К ним относятся:
- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,
- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,
- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,
- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Так, Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 23.04.2013 г. по делу № А65-1633/2013 отметил, что антимонопольный орган должен представить суду доказательства, свидетельствующие об установлении им признаков нарушения антимонопольного законодательства,указать временные, территориальные, продуктовые границы рынка, на котором было допущено правонарушение.

Единообразие в толковании норм Федерального закона «О защите конкуренции» установлено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.04.2009 г. № 15956/08. Оно предполагает, что существенной частью доказывания нарушения конкуренции является определение соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния,чего не было сделано заинтересованным лицом ни при рассмотрении дела, ни в ходе судебного заседания.

Так что формулировки, содержащиеся в положение о закупке, сами по себе конкуренцию ограничивать не могут; ограничение конкуренции может быть только следствием реализации данных формулировок и лишь в случае, если наличие признаков ограничения конкуренции будет доказано антимонопольным органом.

К сожалению, в сегодняшней практике применения норм Закона № 223-ФЗ наблюдается смешение понятий «ограничение конкуренции» и«сокращение числа участников закупки». Замечу, что второе понятие характерно для другой сферы отношений – государственных и муниципальных закупок, – где заказчику запрещено совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 2 ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Последнее от Ольга Беляева

Copyright Zakupki-Inform.ru All rights reserved.