Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 03.09.2021 № 02-06-10/73573 "Об отражении в бюджетном учете учреждения задолженности исполнителя госконтракта по суммам неустоек (штрафов, пеней), если требования по ее оплате предъявлены гаранту"

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо ГКУ от 29.07.2021 (далее - Запрос) и сообщает следующее.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с этим Департамент считает необходимым сообщить.

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 368 ГК РФ, а не статья 385.

Согласно статье 385 Гражданского кодекса Российской Федерации по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Единые правила бюджетного учета доходов определены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н (далее - СГС "Доходы"), Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

Пунктом 7 СГС "Доходы" установлено, что доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее - операции (события)) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

В силу положений СГС "Доходы" и Инструкции № 157н доходы текущего финансового года от неустоек (штрафов, пеней) признаются в бюджетном учете на дату возникновения требования к плательщику неустоек (штрафов, пеней) - при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней), в сумме (денежной величине), которая надежно определена. При начислении в бюджетном учете задолженности по суммам неустоек (штрафов, пеней), определенных условиями договоров (соглашений), при условии инициирования досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства размер поступлений от уплаты неустойки (штрафа, пени) (денежная (стоимостная) оценка объекта бухгалтерского учета) является оценочным значением в виде ожидаемых доходов. В соответствии с пунктом 301 Инструкции № 157н для учета сумм доходов, администрируемых в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов".

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минфина России от 29.11.2017 имеет номер 209н, а не 209.

Согласно Инструкции № 157н и Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209, учет задолженности исполнителя государственного контракта по уплате требований, предъявленных вследствие ненадлежащего исполнения государственного контракта (расчетов по предъявленным санкциям, возмещению ущерба), осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 209 41 000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" (в рассматриваемом согласно Запросу случае - на счете 1 209 41 004 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) с иными нефинансовыми организациями").

Принимая во внимание предоставленную в Запросе информацию о предъявлении требований об исполнении санкций, предъявленных подрядчику государственного контракта, Гаранту - кредитному учреждению, предоставившему банковскую гарантию, Департамент обращает внимание, что такая задолженность подлежала отражению на счете 1 209 41 005 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) с иными финансовыми организациями" (в бюджетном учете по факту предъявления Гаранту требования отражается изменение дебитора расчетов корреспонденциями по дебету 1 209 41 565 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) с иными финансовыми организациями" и кредиту 1 209 41 664 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) с иными нефинансовыми организациями").

Исходя из вышеизложенного и информации, предоставленной в мотивированном решении Арбитражного суда города Москвы (дело № А40-117072/20-172-884), направленном Запросом, операции по исполнению Гарантом требований учреждения, признанных решением суда обоснованными, отражаются как уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по прочим доходам от сумм принудительного изъятия с иными финансовыми организациями.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 03 Сентябрь 2021
  • Номер документа: 02-06-10/73573
  • Название документа: Об отражении в бюджетном учете учреждения задолженности исполнителя госконтракта по суммам неустоек (штрафов, пеней), если требования по ее оплате предъявлены гаранту
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12