Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
- Автор Консультант Плюс
Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
Ответ: Установление в контракте, заключаемом в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, порядка расчета неустойки от общей стоимости контракта (без учета объема выполненных обязательств) является неправомерным. Согласно п. 6 Порядка определения размера неустойки в виде штрафов и пеней (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) размер неустойки должен уменьшаться на сумму, пропорциональную объему фактически выполненных исполнителем обязательств.
Однако в рамках действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ указанный вопрос не имел такого четкого решения. Нормы ч. 11 ст. 9 данного Закона устанавливали лишь нижний предел размера неустойки, взыскиваемой за нарушение контракта, не определяя сам порядок расчета.
Этот пробел устранен ВАС РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ N 5467/14 от 15.07.2014 суд отметил, что закрепление в контракте, заключенном в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, условия о расчете неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных обязательств признается неправомерным. Суд пояснил, что данное условие, от которого контрагент не может отказаться, ухудшает положение последнего, являясь для него заведомо невыгодным. Включение такого условия в контракт влечет нарушение закона.
По нашему мнению, приведенные выводы ВАС РФ могут быть учтены и при применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, когда устанавливаются иные заведомо невыгодные для контрагента условия, так как и в этом случае участник закупки при заключении контракта лишен возможности выражать собственную волю в отношении предусмотренных заказчиком условий контракта.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 07.11.2025 "Обзор практики ФАС и судебной практики по 44-ФЗ в 2025 году"
- Письмо Минфина России от 30.06.2025 № 02-07-08/63640 "О документальном подтверждении наличия начисленной поставщику (подрядчику, исполнителю) и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) по контракту в целях их списания заказчиком"
- Письмо Минфина России от 03.10.2025 № 24-06-09/95869 "О сроках направления заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) поставщику"
- Вебинар от 20.08.2025 "Специфика проведения закупок без определённого объёма"
- Вебинар от 17.07.2025 "Торги на повышение - 44-ФЗ"
Последнее от Консультант Плюс
- Постановление Арбитражного суда от 05.11.2025 № А11-516/2024 "Норму о соразмерном снижении цены нельзя применять при некачественном оказании услуг"
- Решение Арбитражного суда от 09.09.2025 № А10-3739/2025 "Госконтракт сорвался по вине поставщика – суд взыскал деньги по замещающей сделке"
- Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 01.11.2025)
- Решение Арбитражного суда от 03.04.2025 № А40-12864/25-72-95 "Суд допустил возможность одновременного установления дополнительных требований по двум позициям Постановления № 2571"
- Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 17.10.2025)