Письмо ФАС РФ от 14.11.2019 № ИА/100065/19 "По вопросам размещения сведений об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для обязательного и незамедлительного использования в работе письмо по вопросу включения информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
I. По вопросу срока направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в Реестр ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила) ведение Реестра, в том числе включение (исключение) в Реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется контрольным органом в сфере закупок.
В соответствии с частями 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения или с даты расторжения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта или копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, регламентированным сроком для направления заказчиком вышеуказанных сведений в контрольный орган в сфере закупок, является три рабочих дня с даты совершения действий, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом направление заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) по истечении указанного срока является нарушением Закона о контрактной системе и основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, контрольным органам в сфере закупок необходимо учитывать, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) посредством почтовой связи, датой направления вышеуказанных сведений является дата подтверждения приема почтового отправления, указанная на почтовом штемпеле.
II. По вопросу срока рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в Реестр ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов контрольный орган в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (даты оглашения решения).
Таким образом, общий срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в Реестр и включение такой информации в Реестр (при наличии соответствующего решения) не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Также ФАС России обращает внимание, что в случае, когда обращение о включении информации об участниках закупок в Реестр передается в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу, общий срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в Реестр и включение такой информации в Реестр (при наличии соответствующего решения), не должен превышать 8 рабочих дней с даты регистрации обращения в антимонопольном органе, в который такое обращение поступило первоначально.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание на обязательное соблюдение контрольным органом в сфере закупок сроков размещения информации об участниках закупок в Реестре, установленных Законом о контрактной системе, а также на необходимость депремирования ответственных должностных лиц контрольного органа в сфере закупок, в случае нарушения срока рассмотрения и размещения информации об участниках закупок в Реестре.
III. По вопросу срока исключения информации об участниках закупки из Реестра, ФАС России сообщает следующее.
Частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из Реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр.
По данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в пункте 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (далее - Обзор судебной практики), высказана позиция, согласно которой, если заказчиком и контрольным органом в сфере закупок нарушены сроки подачи заявления или включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Например, если заказчиком информация об участнике закупки для включения в Реестр направляется в контрольный орган в сфере закупок, с опозданием на 30 дней с регламентированной даты направления такой информации в соответствии с частями 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе (три рабочих дня с момента признания победителя уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта), то информация о таком участнике закупки исключаются из Реестра ранее соответствующего срока на 30 дней.
Нахождение информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестре по истечении двух лет с даты наступления у контрольного органа в сфере закупок обязанности по его включению в Реестр нарушает его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что контрольным органом в сфере закупок в целях соблюдения порядка рассмотрения обращений о включении информации об участниках закупки в Реестр, а также в целях недопущения взыскания расходов, связанных с обжалованием решений контрольного органа в сфере закупок, необходимо обеспечивать своевременное включение информации об участниках закупок в Реестр с учетом позиции ФАС России, изложенной во втором пункте настоящего письма.
IV. По вопросу оформления ненормативного правового акта контрольного органа в сфере закупок о включении сведений об участнике закупки в Реестр ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Правил, по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов, а также фактов, связанных с недобросовестностью поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контрольный орган в сфере закупок выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, контрольному органу в сфере закупок в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается контрольным органом в сфере закупок в Реестр) о включении сведений об участнике закупки в Реестр необходимо в табличной форме указывать информацию в соответствии с прилагаемой таблицей.
V. По вопросу направления территориальными органами информации о включении сведений в Реестр и об исключении сведений из Реестра в Центральный аппарат ФАС России.
В целях исключения дублирования информации о включении сведений в Реестр и об исключении сведений из Реестра, направляемой территориальными органами ФАС России в Центральный аппарат ФАС России, ФАС России сообщает о необходимости направления такой информации только посредством формирования сведений (реестровых записей) в закрытой части Реестра в единой информационной системе в сфере закупок, без направления такой информации в бумажной форме.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в случае возникновения вопросов, связанных с ведением Реестра, можно обращаться к начальнику отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России А.Д. Гадалиной ( Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , (499) 755-23-23 доб. 088-543).
Приложение:
1. Таблицы рассчета на 1 л. в 1 экз.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Федеральная антимонопольная служба РФ
- Дата документа: Четверг, 14 Ноябрь 2019
- Номер документа: ИА/100065/19
- Название документа: По вопросам размещения сведений об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 23.05.2024 по делу № А50-1364/2024 "Отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2023 по делу № А13-10885/2023 "Отпуск сотрудника и поломка ЭЦП не оправдывают пропуск срока подписания госконтракта"