Письмо ФАС России от 01.11.2025 № МШ/103552/25 "О закупке лекарственных препаратов, лекарственные формы которых не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения"
В связи с обращениями хозяйствующих субъектов о правомерности отклонения комиссиями территориальных антимонопольных органов по осуществлению закупок заявок участников закупок на основании отсутствия лекарственной формы предлагаемого к поставке лекарственного препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Перечень ЖНВЛП), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, при наличии в Перечне ЖНВЛП эквивалентных лекарственных форм, ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, разъясняет следующее.
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 12 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) в отношении лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, в том числе путем государственной регистрации предельных отпускных цен производителей, установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, а также осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на такие лекарственные препараты.
Согласно части 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. На основании подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают лекарственную форму препарата, включая, в том числе, эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона об обращении лекарственных средств государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС) содержит в том числе информацию о наличии лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛП. Данное требование Закона об обращении лекарственных средств реализовано в ГРЛС посредством атрибута № 12.
ФАС России получены сведения о том, что при проведении закупок лекарственных препаратов заказчики отклоняли заявки, содержащие предложение о поставке лекарственных препаратов, на основании того, что наименования лекарственных форм таких лекарственных препаратов не указаны в Перечне ЖНВЛП (в ГРЛС в атрибуте № 12 в графе "Наличие лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛП" стоит отметка "Нет"), хотя такие лекарственные формы являются эквивалентными лекарственным формам, указанным в Перечне ЖНВЛП, и на эти лекарственные препараты зарегистрированы (согласованные ФАС России) предельные отпускные цены производителя, что подтверждается сведениями государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, ведение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2025 № 462 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - ГРПОЦ).
ФАС России информирует, что в целях предотвращения необоснованного сокращения количества участников закупок лекарственных препаратов и устранения разночтений, связанных с неотнесением отдельных лекарственных форм лекарственных препаратов к Перечню ЖНВЛП, в том числе путем неуказания соответствующих сведений в ГРЛС, в рамках исполнения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2024 № 1009 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 871" (далее - постановление № 1009) в 4 квартале 2024 года Минздравом России совместно с ФАС России проведена работа по агрегированию лекарственных форм в Перечне ЖНВЛП (https://mi№zdrav.gov.ru/mi№istry/61/10/stra№itsa-858/stra№itsa-7843).
ФАС России сообщает, что отсутствие эквивалентной лекарственной формы лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛП (включая отметку "Нет" в атрибуте № 12 в графе "Наличие лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛП" в ГРЛС) при наличии в ГРПОЦ зарегистрированной предельной отпускной цены производителя на этот лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме не может свидетельствовать об отсутствии у такого препарата статуса жизненно необходимого и важнейшего, и, соответственно, не должно создавать препятствия для обращения препарата на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, при наличии расхождений между сведениями ГРЛС и ГРПОЦ по вопросу отнесения лекарственного препарата к Перечню ЖНВЛП территориальным антимонопольным органам, государственным и муниципальным заказчикам следует руководствоваться сведениями ГРПОЦ с учетом информации, содержащейся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов. В связи с этим отклонение заявок участников закупок ввиду отсутствия определенной лекарственной формы лекарственного препарата в Перечне ЖНВЛП либо в ГРЛС при наличии зарегистрированной цены на такой препарат в ГРПОЦ является неправомерным и нарушает требования Закона о контрактной системе.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Федеральная антимонопольная служба РФ
- Дата документа: Суббота, 01 Ноябрь 2025
- Номер документа: МШ/103552/25
- Название документа: О закупке лекарственных препаратов, лекарственные формы которых не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 04.10.2025 "Закупки лекарственных средств по ППРФ 1875: новый взгляд на применение механизмов импортозамещения"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-07/72068 "О применении ограничений и преимуществ в рамках национального режима при закупке лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72099 "О применении ограничений и преимуществ в рамках национального режима при закупке лекарственных препаратов и описании товара - объекта закупки, производство которого в РФ отсутствует"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72389 "О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов"
- Письмо Минпромторг РФ от 09.07.2025 № ПГ-19-6441 "О применении преимущества при закупке лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"