Письмо Минфина России от 01.06.2020 № 24-01-08/46544 "Об определении цены единицы товара, работы, услуги, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить, и обосновании НМЦК посредством нормативного метода"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка расчета цены за единицу товара, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции отмечаем, что согласно части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о начальной (максимальной) цене контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В этой связи отмечаем, что согласно части 5 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, в случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном указанной статьей.
Частью 2.1 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги.
При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, по результатам проведения электронного аукциона, в случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 указанной статьи, и максимальному значению цены контракта.
По вопросу порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (далее - НМЦК) необходимо отметить, что НМЦК определяется на основании положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.
Так, положениями части 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона, в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
В этом случае НМЦК определяется с учетом предельных (максимальных) цен, предусмотренных требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам.
Учитывая вышеизложенное, заказчики вправе применить нормативный метод при обосновании НМЦК в соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых требованиями заказчиков к закупаемым товарам, работам, услугам установлены предельные цены.
Вместе с тем отмечаем, что нормативный метод может применяться для определения НМЦК совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного нормативным методом.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 01 Июнь 2020
- Номер документа: 24-01-08/46544
- Название документа: Об определении цены единицы товара, работы, услуги, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить, и обосновании НМЦК посредством нормативного метода
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 26.06.2024 "Типичные ошибки при определении и обосновании НМЦД по 223-ФЗ"
- Может ли начальная сумма цен единиц быть больше максимальной цены контракта?
- Письмо Минфина России от 22.12.2022 № 24-06-07/125938 "Об определении НМЦК при закупке охранных услуг"
- Письмо Минфина России от 05.04.2024 г. № 24-06-06/31205 "Об осуществлении закупок на оказание услуг по бронированию билетов по цене за единицу услуги, с учетом пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации"
- Письмо Минфина России от 13.02.2024 № 24-06-06/12231 "Об определении предельных цен отдельных видов товаров, работ, услуг при закупках государственными органами субъектов РФ"