Письмо Минфина России от 02.03.2022 № 24-06-08/15042 "О вопросах, связанных с применением запрета на допуск промышленных иностранных товаров и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 <1>, сообщает следующее.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление № 616).
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Постановлением № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - ЕАЭС), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню, являющемуся приложением к Постановлению № 616 (далее - Перечень), промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 Постановления № 616).
Вышеуказанные запреты распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга (пункт 4 Постановления № 616).
При этом пунктом 3 Постановления № 616 установлен исчерпывающий перечень случаев, когда запреты, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления № 616, не применяются.
Согласно пункту 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением № 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации <2>;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС <3>.
--------------------------------
<2> Если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)).
<3> Если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий)).
Таким образом, Постановление № 616 применяется при осуществлении закупок товаров, включенных в Перечень в соответствии с установленными указанным Постановлением требованиями, и не применяется только в случаях, предусмотренных пунктом 3 Постановления № 616.
На основании положений части 6 статьи 23 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 <4> утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
--------------------------------
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014. При этом такой цифровой код не образует описания объекта закупки и указывается исключительно в целях нумерации и кодирования.
Кроме того, на основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога. При этом такая справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона № 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, Департамент сообщает, что применение Правил использования каталога и Постановления № 616, изданного в реализацию статьи 14 Закона № 44-ФЗ, преследует различные цели:
1) Правила использования каталога устанавливают требования к указанию описания товара, работы, услуги в документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ;
2) Постановление № 616, устанавливающее запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, содержит коды ОКПД 2 в целях соотнесения заказчиком объекта закупки с перечнем товаров, работ (услуг), в отношении которых такие запреты установлены. При этом Постановление № 616 не устанавливает требований к описанию объекта закупки, указанию кодов ОКПД 2 в документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
На основании изложенного заказчик использует позиции каталога, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок, и, руководствуясь требованиями Закона № 44-ФЗ, положениями соответствующих нормативных правовых актов, самостоятельно устанавливает в отношении конкретной закупки запрет на допуск иностранных товаров к закупкам. При этом наличие или отсутствие в позиции каталога кода ОКПД 2, указанного в Постановлении № 616, не является непосредственно условием применения или неприменения запретов для целей закупок.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 02 Март 2022
- Номер документа: 24-06-08/15042
- Название документа: О вопросах, связанных с применением запрета на допуск промышленных иностранных товаров и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-04-10/97818 "О применении национального режима при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "
- Вебинар от 23.10.2024 "Реформа правового режима импортозамещения в государственных, муниципальных и корпоративных закупках"
- Письмо Минфина России от 25.07.2024 № 24-03-06/69884 "Об указании заказчиком товарного знака и использовании позиции каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при описании объекта закупки"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 24-08-08/63871 "Об увеличении количества поставляемого товара по отдельным позициям при заключении контракта"
- Письмо Минпромторг РФ от 05.07.2024 № 70351/11 "О запрете на указание заказчиком дополнительных характеристик, которые не предусмотрены позицией каталога"