Письмо Минфина России от 08.08.2022 № 24-06-06/76483 "Об установлении требования о том, что участником закупки не может быть офшорная компания, и действиях заказчика при несоответствии участника закупки требованиям"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 08.07.2022 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка установления к участникам закупки требования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, указанных в данной части, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Согласно части 5 статьи 31 Закона № 44-ФЗ информация об установленных, в том числе в соответствии с частью 1 указанной статьи, требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). При этом указанные в статье 31 Закона № 44-ФЗ требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (часть 7 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе декларацию о соответствии участника закупки требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В силу части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при проведении электронных процедур комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. При этом комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанному требованию.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вывод о наличии либо отсутствии нарушений Закона № 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из описания объекта закупки и требований, установленных в извещении об осуществлении закупки.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 08 Август 2022
- Номер документа: 24-06-06/76483
- Название документа: Об установлении требования о том, что участником закупки не может быть офшорная компания, и действиях заказчика при несоответствии участника закупки требованиям
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"