Письмо Минфина России от 09.06.2020 № 24-03-08/49890 "Об указании участником закупки страны происхождения товара в связи с применением запретов, ограничений, условий допуска товаров из иностранных государств при закупке"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части применения приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ № 126н), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.
01.01.2020 вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие обязательное включение участниками закупок в заявки на участие в закупках и заказчиками в условия заключаемых контрактов информации о стране происхождения товара.
Таким образом, в настоящее время участники закупок обязаны включать в заявки на участие в закупках информацию о стране происхождения товаров вне зависимости от осуществления закупок в соответствии с положениями статьи 14 Закона № 44-ФЗ.
Статьей 14 Закона № 44-ФЗ в действующей редакции установлены механизмы поддержки российских товаропроизводителей, в том числе запрет на допуск определенных товаров иностранного происхождения для целей осуществления закупок, ограничение допуска иностранных товаров, предусматривающие отклонение заявок, в которых содержится предложение о поставке оборудования иностранного происхождения, в случае подачи заявки (заявок), в которых содержится (содержатся) предложение о поставке товаров российского происхождения, а также условия допуска, предусматривающие предоставление ценового преимущества участникам закупки, предлагающим к поставке товары из перечня, утвержденного Приказом № 126н (далее - Перечень), происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.
Соответствующий Перечень синхронизирован с актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими запреты на допуск товаров иностранного происхождения и ограничения допуска иностранных товаров, а также дополнен позициями конкурентоспособной продукции, необходимой для реализации национальных проектов, с учетом приказа Минпромторга России от 02.08.2019 № 2865 "О внесении изменений в перечень конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный приказом Минпромторга России от 15.07.2019 № 2484".
Необходимо отметить, что механизм предоставления преимуществ, установленный Приказом № 126н, применяется в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке товаров из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров и предусматривает указание (декларирование) участником закупки наименования страны происхождения товара.
При этом актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими ограничения допуска товаров иностранного происхождения, установлены требования к документам, представляемым участниками закупки с целью подтверждения соответствия такого участника и (или) поставляемых товаров установленным заказчиком ограничениям.
В случае непредставления в рамках механизма ограничения допуска участником закупки документов, подтверждающих страну происхождения товаров, заявка такого участника закупки подлежит отклонению.
Кроме того, в настоящее время в отношении отдельных видов товаров, включенных в Перечень, отсутствуют документы, которые подтверждают страну их происхождения.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, необходимость внесения предлагаемых в обращении изменений в пункт 1.6 Приказа № 126н отсутствует.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации в сфере контрактной системы предусмотрены следующие механизмы, направленные на недопущение злоупотреблений, связанных с заменой страны происхождения товаров при поставке.
В соответствии с пунктом 1.7 Приказа № 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в приложении к Приказу № 126н, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Также положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1400 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084" предусмотрено обязательное включение в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информации о стране происхождения товара как при заключении контракта (не позднее 5 рабочих дней со дня его заключения), так и при исполнении контракта (не позднее 5 рабочих дней со дня его исполнения).
При этом пунктом 20 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", установлено, что Федеральное казначейство в случае отрицательной проверки предоставленной информации, в том числе о стране происхождения, отказывает во включении контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками, что, в свою очередь, в силу части 8 статьи 103 Закона № 44-ФЗ влечет невозможность оплаты по таким контрактам.
Кроме того, согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в настоящее время предусмотрено достаточное количество мер, позволяющих обеспечить поставку участником закупки товаров с заявленной страной происхождения (за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза).
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 09 Июнь 2020
- Номер документа: 24-03-08/49890
- Название документа: Об указании участником закупки страны происхождения товара в связи с применением запретов, ограничений, условий допуска товаров из иностранных государств при закупке
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Вебинар от 23.10.2024 "Реформа правового режима импортозамещения в государственных, муниципальных и корпоративных закупках"
- Письмо Минфина России от 25.06.2024 № 24-06-09/59062 "О предоставлении преимуществ в отношении цены контракта участнику закупки - учреждению (предприятию) УИС и применении ограничений и условий допуска при закупках товаров"