Письмо Минфина России от 15.04.2020 № 24-03-08/30137 "Об установлении требований к гарантийным обязательствам и их обеспечении при закупке; об антидемпинговых мерах для контрактов с СМП и СОНКО; о формировании ИКЗ при закупке у единственного..."
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считаем возможным отметить следующее.
1. По вопросу установления требований к предоставлению обеспечения гарантийных обязательств Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом, установление требований к гарантийным обязательствам, расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, является правом заказчика, а не обязанностью.
Частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает условия исполнения контракта, в том числе в случае необходимости гарантийные обязательства.
При этом согласно части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик самостоятельно устанавливает размер гарантийных обязательств в соответствии с требованиями части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
С учетом изложенного отмечаем, что в случае если условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан исполнить требования, предусмотренные контрактом и положениями Закона № 44-ФЗ, а также в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств.
При этом согласно части 7.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом № 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
2. По вопросу применения антидемпинговых мер при обеспечении исполнения контракта Департамент сообщает, что частью 1 статьи 37 Закона № 44-ФЗ установлено, что, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (часть 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ).
В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ предусмотренный частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Закона № 44-ФЗ, устанавливается от цены, по которой в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса (часть 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ).
При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, в случае если НМЦК составляет пятнадцать миллионов рублей и участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СМП, СОНКО), то перед заключением контракта предусматривается предоставление указанным участником закупки одного из:
- обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в документации о закупке, установленном от цены, по которой в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- в случае если предлагаемая участником закупки, признанным победителем, цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, то контракт заключается после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере (установленном от цены контракта, по которой в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт) или после предоставления информации (три контракта без штрафных санкций, цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов НМЦК) с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке, от цены контракта;
- предоставляется информация, подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК), в том числе в случае если цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК.
В случае если НМЦК составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, является СМП, СОНКО, то перед заключением контракта предусматривается предоставление указанным участником закупки одного из:
- обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, указанном в документации о закупке, установленном от цены, по которой в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- в случае если цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере (установленном от цены контракта, по которой в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- предоставляется информация, подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК), в том числе в случае если цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК.
3. По вопросу указания идентификационного кода закупки (далее - ИКЗ) в контракте, заключенном на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, Департамент сообщает, что согласно части 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ ИКЗ указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона № 44-ФЗ установлен Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка в 23 - 26 разрядах ИКЗ указывается номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план-график закупок (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки, направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки или направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - заключение контракта (контрактов) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
В 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах ИКЗ (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).
В соответствии с пунктом 8 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика на очередной финансовый год и плановый период при формировании ИКЗ в 27 - 29 разрядах ИКЗ указываются значения "0".
При этом пунктом 9 Порядка предусмотрено, что на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах ИКЗ.
Дополнительно отмечаем, что пунктом 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 (далее - Положение), установлен исчерпывающий перечень закупок, информация о которых включается в план-график в форме отдельной закупки.
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Положения № 1279 в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, при формировании позиции плана-графика, содержащей информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в 23 - 26 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер соответствующей позиции плана-графика, а в 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается "0".
При заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в 23 - 26 разрядах ИКЗ указывается значение соответствующей позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках, а в 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках).
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность заключения до 999 контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании одной позиции плана-графика.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями части 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ ИКЗ указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ контрактом является государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Таким образом, в контракте, в том числе заключенном на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, должен указываться ИКЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 15 Апрель 2020
- Номер документа: 24-03-08/30137
- Название документа: Об установлении требований к гарантийным обязательствам и их обеспечении при закупке; об антидемпинговых мерах для контрактов с СМП и СОНКО; о формировании ИКЗ при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"