Письмо Минфина России от 17.03.2020 № 24-01-08/19960 "О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя)"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев в рамках компетенции обращение от 14.02.2020 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 329 имеет дату 30.06.2004, а не 30.07.2004.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В этой связи по вопросу применения положений Закона № 44-ФЗ отмечаем следующее.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг и заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно положениям статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики, либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Частью 5 статьи 16 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного (муниципального) заказчика, заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи необходимо отметить, что положениями части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ.
При этом осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 17 Март 2020
- Номер документа: 24-01-08/19960
- Название документа: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Похожие материалы (по тегу)
- Видео от 30.06.2022 "Особенности проведения закрытых способов определения поставщика"
- Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-04-08/21412 "О способах конкурентных закупок при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-05-06/9335 "О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закрытого аукциона несостоявшимся; о выборе способа определения поставщика (подрядчика,исполнителя)"
- Видео от 22.09.2021 "Конкурентная закупка или единственный поставщик: выбор способа закупки"
- Письмо Минфина России от 25.09.2020 № 24-04-08/84391 "Об определении заказчиком способов неконкурентной закупки и случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)"