Письмо Минфина России от 17.03.2020 № 24-05-08/20208 "Об установлении требований к участникам закупки; об описании объекта закупки;о применении типовых контрактов (условий контрактов);о требованиях к составу второй части заявки на участие в аукционе"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в рамках компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
По вопросу установления требований к участникам закупки сообщаем, что пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки и (или) устанавливать соответствующие требования.
По вопросу применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) сообщаем, что в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) каталога, а также правила использования указанного каталога.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, содержащую описание товара, работы, услуги, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом согласно пункту 7 указанных правил при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
Учитывая, что согласно статье 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно формирует объект закупки, позиции каталога, подлежащие применению, определяются заказчиком самостоятельно при формировании конкретного объекта закупки.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 18 Правил формирования и ведения каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, а не пункт 18 Правил использования каталога.
Согласно подпункту "в" пункта 4, пункту 18 Правил использования каталога заказчики применяют информацию, включенную в позицию каталога, с даты начала ее обязательного применения, в том числе описание товара, работы, услуги при наличии такого описания в позиции каталога.
Таким образом, в случае если позиция каталога не содержит описание объекта закупки, предусмотренное пунктом 13 Правил формирования каталога, согласно пунктам 5, 6 Правил использования каталога заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги.
Также в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В указанном случае согласно пункту 6 Правил использования каталога заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, учитывая положения пункта 5 Правил использования каталога, дополнительные потребительские свойства, в том числе - функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, могут быть указаны в том числе в документации о закупке.
По вопросу применения типовых контрактов, типовых условий контрактов сообщаем, что порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее - Правила).
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, при одновременном соответствии показателей для применения типового контракта, типовых условий контрактов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 16 Правил, данным, характеризующим конкретную закупку, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг заказчиками применяются типовой контракт, типовые условия контрактов.
Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ типовые контракты, типовые условия контрактов разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.
Разработчиком типового контракта, указанного в обращении, является Минздрав России, в связи с чем по вопросу применения соответствующего типового контракта Комитет вправе обратиться в Минздрав России.
По вопросу установления требований к составу второй части заявки на участие в аукционе сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Примечание.
На момент издания данного документа часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изложена в новой редакции.
Частью 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчику не допускается требовать представления во второй части заявки документов о соответствии товара, работы, услуги требованиям законодательства Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Учитывая изложенное, заказчик при установлении требований к участникам закупки, описании объекта закупки, составлении проекта контракта, установлении требований к содержанию и составу заявок участников закупки должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом указанные положения должны применяться заказчиками независимо от целей осуществления закупки и уставной деятельности заказчика, за исключением, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 17 Март 2020
- Номер документа: 24-05-08/20208
- Название документа: Об установлении требований к участникам закупки; об описании объекта закупки; о применении типовых контрактов (условий контрактов); о требованиях к составу второй части заявки на участие в аукционе
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"