Письмо Минфина России от 17.08.2020 № 24-03-06/72029 "О возможности сокращения срока исполнения контракта при закупках; о заключении контракта на оказание услуг по проведению аккредитационной экспертизы с единственным исполнителем"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта, а также привлечения экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.
1. Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Примечание.
На момент издания данного документа часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изложена в новой редакции.
Частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению.
Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий в ходе исполнения контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
При этом возможность сокращения срока исполнения контракта статьей 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.
2. Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется, в случае если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исключительность полномочий органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон № 412-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4, 2, 12 - 15 статьи 4 Закона № 412-ФЗ:
аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования;
заявитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;
национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с Законом № 412-ФЗ;
экспертная организация - юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом № 412-ФЗ, и включенное в реестр экспертных организаций;
эксперт по аккредитации - физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включенное в реестр экспертов по аккредитации;
экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений - совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение.
Главой 3 Закона № 412-ФЗ установлены правила и организация аккредитации, устанавливающие порядок действий участников национальной системы аккредитации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 412-ФЗ для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 412-ФЗ национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации на основании оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 412-ФЗ оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона № 412-ФЗ экспертиза представленных заявителем документов и сведений проводится экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты. В соответствии с частями 7, 8 статьи 17 Закона № 412-ФЗ национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы. Состав экспертной группы определяется национальным органом по аккредитации на основании предложений эксперта по аккредитации. В соответствии с частью 20 статьи 17 Закона № 412-ФЗ выездная экспертиза соответствия заявителя критериям аккредитации осуществляется также экспертной группой.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 412-ФЗ экспертные организации обязаны заключать договоры с заявителями, аккредитованными лицами и обеспечить оказание в установленные Законом № 412-ФЗ сроки услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Законом № 412-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 412-ФЗ заявитель, аккредитованное лицо обязаны заключить договор на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом № 412-ФЗ, с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации, прошедшего отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, или с экспертной организацией, с которой эксперт по аккредитации, прошедший отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 412-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа по аккредитации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлены исключительные полномочия Росаккредитации по осуществлению функций по аккредитации в национальной системе аккредитации.
Принимая во внимание установленные Законом № 412-ФЗ правила и организацию аккредитации, при которых аккредитация (подтверждение соответствия критериям аккредитации) осуществляется исключительно национальным органом по аккредитации, в том числе на основании экспертизы, осуществляемой экспертными организациями, которым вменено в обязанность заключение договоров с лицами, претендующими на получение аккредитации, Департамент считает, что заказчики вправе заключить контракт на оказание услуг аккредитации в национальной системе аккредитации с экспертными организациями, указанными в части 5 статьи 15 Закона № 412-ФЗ, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 17 Август 2020
- Номер документа: 24-03-06/72029
- Название документа: О возможности сокращения срока исполнения контракта при закупках; о заключении контракта на оказание услуг по проведению аккредитационной экспертизы с единственным исполнителем
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 05.08.2024 № 02-07-11/73086 "О формировании акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452), отражении в нем и приложении к нему документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг)"
- Вебинар от 20.12.2024 "Ничтожность договора в публичных закупках основания и актуальная практика"
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 02.12.2024 "Закупки охранной деятельности по федеральному закону от 5.04.2013 № 44-ФЗ"