Письмо Минфина России от 22.12.2023 № 02-06-10/125371 "О бюджетном учете операций по исполнению денежного обязательства посредством удержания суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек, штрафов, пеней"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 11.11.2023 и сообщает.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а не пункт 34.
В соответствии с пунктом 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Указанная норма Закона № 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.
Учитывая изложенное, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Следует отметить, что в контракт может быть включено условие об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю) (пункт 2 части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с условиями контракта заказчик вправе в целях исполнения принятого денежного обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплатить контракт за вычетом суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), перечислив в доход бюджета соответствующую сумму неустоек (штрафов, пеней).
Учитывая изложенное, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
Порядок отражения операций в бюджетном учете указанных фактов хозяйственной жизни предусмотрен положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н.
В соответствии с Методическими указаниями по применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 № 61н, для отражения операций, связанных с начислением администрируемых доходов бюджета, предусмотрены первичные учетные документы "Ведомость начисления доходов бюджета" (ф. 0510837) и (или) "Извещение о начислении дохода (уточнении начисления)" (ф. 0510432).
В случае если учреждение наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета, операции по исполнению принятого денежного обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) посредством удержания суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, следует отражать следующими бухгалтерскими записями:
дебет счета 1 302XX 83X и кредит счета 1 30405 XXX
одновременно
дебет счета 1 21002 141 и кредит счета 1 20941 66X.
При этом применение счета 130305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" в целях отражения операций, связанных с исполнением принятого денежного обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) посредством удержания суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, по мнению Департамента, некорректно.
Кроме того, обращаем внимание, что в случае принятия денежного обязательства по поставке товаров, сдачи работ, оказания услуг на основании документа о приемке, оформляющего принятие результатов, произведенных согласно контракту (договору) поставок (работ, услуг), с временным разрывом (дата фактического получения (поставки) товара, результата работы (услуги) ранее даты принятия согласно документу приемки), операции по отражению указанных фактов хозяйственной жизни осуществляются с применением счета 140160000 "Резерв предстоящих расходов" (Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2022 № 02-06-07/110108).
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 22 Декабрь 2023
- Номер документа: 02-06-10/125371
- Название документа: О бюджетном учете операций по исполнению денежного обязательства посредством удержания суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек, штрафов, пеней
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 05.04.2024 по делу № А32-25748/2023 "По соглашению сторон расторгли госконтракт, оснований для неустойки нет"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
- Решение Арбитражного суда от 14.02.2024 по делу № А53-43294/23 "Продление срока госконтракта из-за непогоды"