Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.2024 № 22-6/156 "Об анализе нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, установленных Федеральным казначейством в 2023 г. при проведении контрольных мероприятий"
Департамент учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации провел анализ нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, установленных Федеральным казначейством в 2023 году при проведении контрольных мероприятий, и сообщает следующее.
По результатам проверок Федерального казначейства и его территориальных органов выявлены системные недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров и условий государственных контрактов, контрактов (далее - контракты):
I. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании средств субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1. Нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правил предоставления субсидий, условий соглашений о предоставлении субсидии.
- бюджетными и автономными учреждениями не представлены годовые отчеты о достижении показателей эффективности и результативности использования субсидии;
- бюджетными и автономными учреждениями не размещались и (или) размещались с нарушением установленных сроков в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" квартальные и годовые отчеты, а именно:
отчеты о достижении результатов использования субсидии с нарушением срока от 1 до 18 рабочих дней;
отчеты о расходах с нарушением срока от 1 до 30 рабочих дней;
отчеты об использовании субсидии с нарушением срока на 53 рабочих дня.
II. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
1. Нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), пункта 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, абзаца второго пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, абзаца второго пункта 3, пункта 351 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
Бюджетными, автономными и казенными учреждениями допущено нарушение ведения бухгалтерского учета, выразившееся в неотражении на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" полученных банковских гарантий в рамках контрактов, что повлекло искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
2. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения), абзацев пятого и шестого пункта 10, пункта 19 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н.
Получателями средств бюджета Российской Федерации изменения в показатели бюджетной сметы внесены с нарушением установленного срока (не позднее десяти рабочих дней со дня доведения учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств), а именно от 1 до 70 рабочих дней.
3. Нарушение статьи 1, статьи 5, пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 38, 53 Инструкции № 157н, абзаца второго пункта 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства".
Бюджетными и автономными учреждениями допущены нарушения, выразившиеся в несоблюдении методологии применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, выразившиеся в неотражении на счете 101 08 "Прочие основные средства" движимого имущества.
4. Нарушение абзаца третьего пункта 46 Инструкции № 157н.
Бюджетными и автономными учреждениями допущены нарушения порядка учета материальных ценностей, выразившиеся в необеспечении нанесения инвентарного номера на объекты имущества.
5. Нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 19 Федерального стандарта № 256н, абзаца второго пункта 3, пункта 6 Инструкции № 157н, положений учетной политики.
Бюджетными и автономными учреждениями допущено нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в применении в учете счетов, не включенных в Рабочий план счетов.
6. Нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта № 256н.
Бюджетным учреждением в 2021 году допущено нарушение, выразившееся в несвоевременном (не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов) отражении на балансовом счете 302.31 "Расчеты по приобретению основных средств" фактов хозяйственной жизни, а именно 15 актов о приемке выполненных работ по контракту внесены с нарушением срока от 39 до 198 дней.
III. Нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг.
1. Нарушение части 13.1 статьи 34, части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, условий контракта (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения).
Заказчиками по контрактам произведена оплата выполненных работ по строительству объектов с нарушением установленного срока от 1 до 25 дней.
2. Нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, условий контракта.
Заказчиками изменены существенные условия контрактов, выразившиеся в продлении сроков выполнения работ, поставки товаров, путем заключения дополнительных соглашений, в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Нарушение части 1.3 статьи 95 Закона о контрактной системе, условий контрактов.
Заказчиками заключены дополнительные соглашения к контрактам в части продления сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий).
4. Нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.
Заказчиками допущены нарушения, выразившиеся в принятии и оплате невыполненных работ.
5. Нарушение частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.
Заказчиками не предъявлены и не начислены подрядчику неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по контракту.
6. Нарушение части 1 статьи 18, частей 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 9, пункта 12 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2020 № 450н, пункта 3.17 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567.
Заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта закупок использованы коммерческие предложения, содержащие несопоставимые с указанными в запросах о предоставлении ценовой информации условия в части сроков поставки товара.
7. Нарушение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе.
Заказчиками принята и оплачена поставка оборудования по контракту, которое не используется по назначению и находится в упаковке на хранении в отдельном помещении, что может быть квалифицировано контрольными органами как неэффективное использование бюджетных средств.
8. Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.
Заказчиками оплачены первичные учетные документы (акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), содержащие фактически не выполненные работы.
9. Нарушение части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Заказчиками не проведена экспертиза поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказания услуг), в части их соответствия условиям контрактов.
В связи с изложенным и в целях устранения отмеченных нарушений прошу руководителей подведомственных Минздраву учреждений:
- обеспечить неукоснительное соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- организовать работу по осуществлению внутреннего контроля и оценки рисков выявленных нарушений;
- принять исчерпывающие меры по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации в дальнейшем.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство здравоохранения РФ
- Дата документа: Четверг, 01 Февраль 2024
- Номер документа: 22-6/156
- Название документа: Об анализе нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, установленных Федеральным казначейством в 2023 г. при проведении контрольных мероприятий
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 02.12.2024 "Закупки охранной деятельности по федеральному закону от 5.04.2013 № 44-ФЗ"
- Вебинар от 10.12.2024 "Как подготовиться к завершению финансового года"
- Решение Арбитражного суда от 06.05.2024 по делу № А38-4715/2023 "Нельзя включать сведения в РНП с опозданием в 2 года"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"