Решение Верховного суда от 29.05.2025 № АКПИ25-158 "Об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.042013 № 44-ФЗ"
В оспариваемом абзаце восьмом Письма Минфином России выражено мнение относительно страны происхождения товара как основополагающего условия для предоставления национального режима в сфере закупок и применения предусмотренных Постановлением № 1875 "защитных мер".
Указанное постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 1 января 2025 г., за исключением подпункта "ф" пункта 4, который вступает в силу с 1 сентября 2025 г. (пункт 12),
По смыслу части 1 статьи 14 Закона № 44-ФЗ предоставление национального режима при осуществлении закупок наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по принятию мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 данной статьи указанного федерального закона, в частности, по введению запрета и ограничений на закупки товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а также преимущества в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Пунктом 1 Постановления № 1875 установлены при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1; ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Пунктом 3 Постановления № 1875 установлены информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара для целей данного постановления.
Подпунктом "з" пункта 3 Постановления № 1875 предусмотрено, что указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара (в случае осуществления закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), такое указание осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 указанного федерального закона: для подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации, не указанных в позициях 1-146 приложения № 1 к данному постановлению, позициях 1-433 приложения № 2 к этому постановлению; для подтверждения происхождения товара из иностранного государства, за исключением предусмотренных названным пунктом случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов Евразийского экономического союза. Данная норма Постановления № 1875 является бланкетной и не предусматривает указания в заявке на участие в закупке множественности стран происхождения товара, предлагаемого к закупке.
При этом пункт 3 Постановления № 1875 не определяет регистрационное удостоверение на медицинское изделие и информацию, содержащуюся в реестровой записи из реестра медицинских изделий, в качестве документа, информации, подтверждающих страну происхождения товара для целей Закона № 44-ФЗ при принятии Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 14 указанного закона.
В этой связи доводы административного истца о допустимости указания в заявке на участие в закупке нескольких (альтернативных) стран происхождения товара, являющегося медицинским изделием, поскольку в регистрационном удостоверении на такое изделие указано несколько адресов мест производства, подлежат отклонению.
Доводы административного истца об устойчивой правоприменительной практике в части возможности указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товаров являются несостоятельными, поскольку в ее основу были положены статьи 66 и 67 Закона № 44-ФЗ, действовавшие до внесения изменений в данный федеральный закон Законом № 360-ФЗ и утратившие силу с 1 января 2022 г., что исключает применение такого подхода к рассматриваемым правоотношениям в рамках действующей редакции статей 43, 51 Закона № 44-ФЗ, в том числе в условиях применения мер защиты экономических интересов России против внешнеэкономического воздействия со стороны недружественных иностранных государств.
Изложенные в Письме выводы не изменяют и не дополняют законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поэтому содержание оспариваемого акта, вопреки доводам Общества, не устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
По приведенным выше мотивам оспариваемые абзацы Письма не подлежат признанию. недействующими по результатам проверки их содержания, поскольку они не оказывают общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения, отличные от требований закона.
- Вид документа: Решение
- Орган власти: Верховный суд
- Дата документа: Четверг, 29 Май 2025
- Номер документа: АКПИ25-158
- Название документа: Об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.042013 № 44-ФЗ
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфин РФ от 21.05.2025 № 49988 "О предоставлении информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара"
- Письмо Минпромторг РФ от 15.05.2025 № 53728/12 "О предоставлении информации"
- Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28.04.2025 № 25-3/4066 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875"
- Вебинар от 17.05.2025 "Открытая консультация по национальному режиму в рамках 44-ФЗ"
- Решение Арбитражного суда от 25.09.2024 № А20-2486/2024 "Поставщик нарушил срок поставки, по причине некачественного товара"