ЕЭК одобрила проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в кулуарах Евразийского экономического форума.
"Вчера на заседании коллегии ЕЭК был одобрен проект соглашения о признании банковских гарантий, - рассказал Лавров. - Теперь остается только его подписать, вряд ли это займет много времени".
После подписания соглашения, по словам Лаврова, будут определены перечни банков стран-участниц ЕАЭС, которые смогут выдавать гарантии по "гостевым" госзакупкам.
Как сообщалось, проект этого соглашения был подготовлен в марте текущего года.
"В соглашении (в проекте документа - ИФ) определены требования к банкам, которые имеют право выдавать банковские гарантии для госзакупок, подходы по формированию перечня таких банков, а также ведению реестра банковских гарантий, - говорила тогда помощник председателя комиссии Ия Малкина. - Формирование перечня банков и ведение реестра будет осуществляться в том случае, если это предусмотрено законодательством государства заказчика".
По словам Малкиной, работа над документом велась пять лет и за это время он прошел внутригосударственное согласование и был доработан с учетом замечаний сторон.
"Соглашение позволит обеспечить "национальный режим" в госзакупках и дать возможность участникам "гостевых" закупок обеспечивать свои заявки банковскими гарантиями, выданными "домашними" банками-резидентами", - подчеркивала помощник председателя ЕЭК.
Ранее Лавров называл проблему взаимного признания банковских гарантий в рамках госзакупок одним из основных препятствий для участия компаний из стран-членов ЕАЭС в закупках российских госзаказчиков. По его словам, сейчас отсутствуют возможности принятия заказчиком банковских гарантий участников закупок из государств-членов ЕАЭС для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов.
"Такая ситуация признана Евразийской экономической комиссией ограничением в сфере госзакупок для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, - говорил в прошлом году Лавров. - Для его устранения предполагается подготовить и подписать соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок".
В то же время Россия и Белоруссия решают эту "банковскую" проблему в рамках пилотного проекта по участию в 2022-2023 годах белорусских банков в системе гарантирования госзакупок. Этот проект был запущен в июле прошлого года. В проекте изначально на добровольной основе принимали участие Сберегательный банк "Беларусбанк", Белвнешэкономбанк, Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", "Банк ВТБ (Беларусь)" и Минский транзитный банк.
Для начала работы в системе гарантирования госзакупок этим банкам необходимо было получить СНИЛС, ИНН, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей. Также они должны были зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. После выполнения этих требований они были включены в перечень гарантов в соответствии с положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).
В апреле текущего года правительство РФ одобрило проект соглашения с Белоруссией о взаимном признании банковских гарантий в госзакупках и поручило Минфину подписать его по достижению соответствующей договоренности с белорусской стороной. По этому соглашению банковские гарантии, выдаваемые в РФ и в Белоруссии в рамках госзакупок, будут признаваться эквивалентными.
Согласно действующей редакции 44-ФЗ, к банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, предъявляется требование о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале "Аналитического кредитного рейтингового агентства" или не ниже уровня "ruВ-" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".
Кроме того, с января прошлого года независимые гарантии в рамках госзакупок могут выдавать ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации (РГО).
В 2021 году российские банки выдали участникам госзакупок 803 тыс. банковских гарантий (814 тыс. годом ранее) общим стоимостным объемом 1,5 трлн рублей (1,49 трлн рублей). При этом 561,7 тыс. гарантий на 1,2 трлн рублей были выданы участникам госзакупок для обеспечения исполнения контракта, еще 163,2 тыс. гарантий на 267,2 млрд рублей были выданы для обеспечения заявок на участие в закупках и 76,4 тыс. гарантий на 9,5 млрд рублей пошли на обеспечение гарантийных обязательств.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8729 "О включении в проект контракта информации о формировании документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 14.03.2022 № 24-06-07/18512 "О порядке и сроках оформления документов о приемке товаров, работ, услуг в рамках закупок"
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-03-06/54765 "О прослеживаемости закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в целях реализации национального проекта "Здравоохранение""