ЕЭК подготовила проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок и теперь направит документ странам-участницам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на согласование, заявила помощник председателя комиссии Ия Малкина журналистам в Москве.
"В соглашении (в проекте документа - ИФ) определены требования к банкам, которые имеют право выдавать банковские гарантии для госзакупок, подходы по формированию перечня таких банков, а также ведению реестра банковских гарантий, - сказала Малкина. - Формирование перечня банков и ведение реестра будет осуществляться в том случае, если это предусмотрено законодательством государства заказчика".
По словам Малкиной, работа над документом велась пять лет и за это время он прошел внутригосударственное согласование и был доработан с учетом замечаний сторон.
"Соглашение позволит обеспечить "национальный режим" в госзакупках и дать возможность участникам "гостевых" закупок обеспечивать свои заявки банковскими гарантиями, выданными "домашними" банками-резидентами", - подчеркнула помощник председателя ЕЭК.
Ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров называл проблему взаимного признания банковских гарантий в рамках госзакупок одним из основных препятствий для участия компаний из стран-членов ЕАЭС в закупках российских госзаказчиков. По его словам, сейчас отсутствуют возможности принятия заказчиком банковских гарантий участников закупок из государств-членов ЕАЭС для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов.
"Такая ситуация признана Евразийской экономической комиссией ограничением в сфере госзакупок для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, - говорил в прошлом году Лавров. - Для его устранения предполагается подготовить и подписать соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Проект этого документа находится в высокой степени готовности - в мае он был одобрен коллегией ЕЭК и направлен на внутригосударственное согласование".
В то же время Россия и Белоруссия решают эту "банковскую" проблему в рамках пилотного проекта по участию в 2022-2023 годах белорусских банков в системе гарантирования госзакупок. Этот проект был запущен в июле прошлого года. В проекте изначально на добровольной основе принимали участие Сберегательный банк "Беларусбанк", Белвнешэкономбанк, Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", "Банк ВТБ (Беларусь)" и Минский транзитный банк.
Для начала работы в системе гарантирования госзакупок этим банкам необходимо было получить СНИЛС, ИНН, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей. Также они должны были зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. После выполнения этих требований они были включены в перечень гарантов в соответствии с положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).
Согласно действующей редакции 44-ФЗ, к банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, предъявляется требование о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале "Аналитического кредитного рейтингового агентства" или не ниже уровня "ruВ-" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".
Кроме того, с января прошлого года независимые гарантии в рамках госзакупок могут выдавать ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации (РГО).
В 2021 году российские банки выдали участникам госзакупок 803 тыс. банковских гарантий (814 тыс. годом ранее) общим стоимостным объемом 1,5 трлн рублей (1,49 трлн рублей). При этом 561,7 тыс. гарантий на 1,2 трлн рублей были выданы участникам госзакупок для обеспечения исполнения контракта, еще 163,2 тыс. гарантий на 267,2 млрд рублей были выданы для обеспечения заявок на участие в закупках и 76,4 тыс. гарантий на 9,5 млрд рублей пошли на обеспечение гарантийных обязательств.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-03-06/54765 "О прослеживаемости закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в целях реализации национального проекта "Здравоохранение""
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо ФНС России от 01.10.2024 № ЗГ-2-20/13914@ "О разработке (доработке) информационных систем ФНС России в рамках госконтрактов, а также о сведениях, составляющих налоговую тайну"