ФАС предлагает уточнить антикризисные меры в сфере госзакупок при их продлении на 2023г.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает уточнить антикризисные меры в сфере госзакупок при продлении срока их действия на 2023 год, рассказал "Интерфаксу" глава ФАС Максим Шасколький в кулуарах Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.
"Мы продолжаем внимательно следить за состоянием конкуренции в сфере госзакупок, - сказал он. - Мы видим динамику в регионах, как все это развивается, и считаем, что ряд закупок на конкурентном рынке происходит неконкурентным способом. Поэтому мы предлагаем посмотреть повнимательней и в 2023 году очень четко ограничить применение антисанкционных норм (46-ФЗ) - они будут продляться, но при этом нужны определенные уточнения".
По мнению Шасколького, субъекты РФ должны использовать свое право по определению едпоставщика только для проведения срочных и социально значимых закупок. Решение должно быть обосновано невозможностью проведения конкурентной процедуры в каждом конкретном случае.
"Мы видим по нашей статистике - эти нормы было бы неплохо скорректировать, - сказал глава ФАС. - Самим заказчикам потом будет легче возвращаться к конкурентному порядку проведения закупок. Это важно и для самих регионов, где при наличии конкуренции сохранится и сможет продолжить развиваться малый бизнес".
В ходе форума Шаскольский отметил, что норма, согласно которой правительство РФ и власти субъектов РФ могут определять единственных поставщиков для тех или иных закупок, не всегда используется оправданно. По его словам, эта норма была использована регионами для заключения 12 тыс. контрактов на общую сумму около 500 млрд рублей.
"Возможно, эти показатели еще больше, поскольку в течение двух месяцев информация о таких закупках не вносилась в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок, - подчеркнул он. - Многие из этих контрактов заключались без всякой связи с санкциями. Поэтому мы не очень хорошо относимся к этой норме. Как и к норме, позволяющей менять существенные условия контрактов".
Впрочем, по словам Шасколького, не все субъекты РФ стали пользоваться возможностью определения едпоставщиков - некоторые из них не заключили ни одного такого контракта.
В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил, что по поручению правительства ведомство уже подготовило предложение о продлении на следующий год антисанкционных мер в сфере госзакупок.
Ранее Лавров уже указывал, что по особым основаниям по решениям правительств (субъектов) с едпоставщиками заключается только около 8% контрактов. Впрочем, по его словам, в некоторых отраслях этот показатель выше. Например, в строительстве, где доля контрактов с едпоставщиками выросла до 20% с 7%. Также Лавров подчеркивал, что многие регионы принимают решения о выборе едпоставщика коллегиально - через различные комиссии.
В свою очередь председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин рассказал "Интерфаксу", что за время действия антисанкционных норм в сфере закупок они были использованы для заключения только 12 контрактов с едпоставщиками. "Почти все эти контракты связаны с поставкой лекарств и медизделий, - уточнил он. - Закупка у едпоставщика оправдана только тогда, когда надо закупить срочно или что-то жизненно важное".
Впрочем, по словам, может быть и вынужденная закупка у едпоставщика.
"Мы провели аукцион по закупке трамваев, но на него никто не пришел - иностранная компания ушла с российского рынка, а уральский производитель заявил, что просто не сможет поставить необходимую технику, поскольку завален заказами, - рассказал Жемякин. - В результате остался наш петербургский производитель, которого пришлось определить едпоставщиком, заключить с ним контракт на необходимую технику".
Как сообщалось, в марте в связи с введением различных антироссийских санкций был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку сферы закупок в условиях санкционного давления. В их числе поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), позволяющие органам власти субъектов РФ временно (до конца текущего года) принимать решения об определении едпоставщиков по тем или иным госзакупкам. Также были приняты необходимые для запуска этой нормы подзаконные акты.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 28.02.2024 "ФАС обзор практики на 2023 год"
- Вебинар от 05.02.2024 "Практика оспаривания жалоб Заказчик и Поставщик"
- ФАС за 6 месяцев 2023 года служба выявила 15815 нарушений при проведении госзакупок
- Совместное письмо Минфина России от 17.02.2023 № 24-01-07/14000 и ФАС России от 17.02.2023 № ПИ/11943/23 "Об осуществлении в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ..."
- ФАС посчитала лишним требование документов об оплате договора для оценки опыта по Закону № 223-ФЗ