ФАС против продления антисанкционной нормы о праве регионов на определение едпоставщиков
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не поддерживает продление срока действия временных антисанкционных положений закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), предоставляющих субъектам РФ право определять едпоставщиков для тех или иных госзакупок на уровне региона, заявил глава ФАС Максим Шаскольский в ходе конференции "Государственный заказ - двигатель конкуренции".
"ФАС не поддерживает продление нормы, предоставляющей субъектам РФ право, определять едпоставщиков для тех или иных госзакупок, - сказал Шаскольский. - Закупки для нужд регионов у едпоставщика должны осуществляться правильно, обосновано".
При этом глава ФАС отметил, что в соответствии с этой нормой субъектами РФ было заключено более 15 тыс. контрактов на общую сумму более 500 млрд рублей. При этом правительство РФ приняло только 15 соответствующих решений об определении едпоставщиков.
"Многие такие контракты заключены на высоко конкурентных рынках, - подчеркнул Шаскольский. - Получаем из правоохранительных органов много обращений по контрактам с едпоставщиками, которые заключены без всякой связи со срочностью закупки или санкциями отдельных стран".
Аналогичную позицию ФАС занимает и по другой антисанкционной норме - о возможности изменения существенных условий госконтрактов.
В свою очередь министр правительства Москвы и начальник главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков отметил, что норма о праве регионов об определении едпоставщиков была вынужденной и в основном субъекты РФ не злоупотребляют этим правом.
"Этот инструмент позволил быстро отреагировать на изменения, - сказал он. - В Москве доля закупок у едпоставщиков осталась на прежнем уровне - около 22%. При этом на долю антисанкционных закупок у едпоставщика приходится только 1% от общего числа закупок и 9% от общего объема закупок".
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова указала на то, что все антисанкционные закупки у едпоставщика должны контролироваться и проверяться ФАС, необходимо введение квоты на такие закупки, при превышении которой к госзаказчикам с проверкой придут контролеры.
Необходимость такого жестко контроля антисанкционных закупок у едпоставщика Дыбова объясняет тем, что в настоящее время эта норма позволяет в отдельных отраслях жестко их перекраивать за счет ограничения участников.
Как сообщалось, в марте в связи с введением различных антироссийских санкций был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку сферы закупок в условиях санкционного давления. В их числе поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), позволяющие органам власти субъектов РФ временно (до конца текущего года) принимать решения об определении едпоставщиков по тем или иным госзакупкам. Также были приняты необходимые для запуска этой нормы подзаконные акты.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 28.02.2024 "ФАС обзор практики на 2023 год"
- Вебинар от 05.02.2024 "Практика оспаривания жалоб Заказчик и Поставщик"
- ФАС за 6 месяцев 2023 года служба выявила 15815 нарушений при проведении госзакупок
- Совместное письмо Минфина России от 17.02.2023 № 24-01-07/14000 и ФАС России от 17.02.2023 № ПИ/11943/23 "Об осуществлении в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ..."
- ФАС посчитала лишним требование документов об оплате договора для оценки опыта по Закону № 223-ФЗ