ФАС рассчитывает получить право проводить внеплановые проверки закупок госкомпаний по аналогии с госзакупками
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассчитывает получить полномочия на проведение внеплановых проверок закупок госкомпаний, аналогичные правам на проведение таких проверок в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), заявил руководитель управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов в рамках Антимонопольного форума 2021.
Лобов пояснил, что совет безопасности России дал правительству РФ поручение подготовить поправки о проведении внеплановых проверок госкомпаний по аналогии с 44-ФЗ.
Одна из ранее принятых поправок к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) ограничила полномочия ФАС при рассмотрении жалоб на проведение закупок госкомпаниями. Речь идет о том, что теперь антимонопольное ведомство имеет право рассматривать соответствующие жалобы только по конкретному доводу.
Лобов рассказал, что это нарушает интересы заказчика - эта норма создает почву для недобросовестных участников, которые являются профессиональными жалобщиками, позволяет им подавать по несколько жалоб на одну закупку и тем самым блокировать ее. Самое неприятное, когда подают жалобы со значимой для ФАС аргументацией на самых последних этапах, когда уже, казалось бы, можно заключать договор. Например, на последнем этапе строительной закупки кто-то заявляет, что, исходя из документации, непонятен объект закупки, что является основанием для изменения документации. Федеральная антимонопольная служба не может раньше указать на это, даже если видит этот недостаток, поскольку не имеет право на проведение полноценной неплановой проверки, и на последнем этапе ФАС вынуждена давать предписание о внесение изменений в документацию.
То есть, ранее жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки, в ходе которой антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре. В настоящее время рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся. Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним она сделать не сможет.
По словам Лобова, ФАС не согласна с таким подходом и настаивает, в том числе в судах, что в некоторых случаях служба должна выходить за рамки доводов жалобы. Если компания считает, что нарушен ряд положений 223-ФЗ, то у ФАС должны быть полномочия проводить проверку, не ограничиваясь конкретным доводом.
Как сообщалось, в прошлом году в рамках контрактной системы был запущен единый порядок осуществления ФАС контроля за проведением госзакупок. В частности, были утверждены правила осуществления контроля в госзакупках и внесены изменения в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений.
Новые "контрольные правила" определяют предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок, порядок действий контрольных органов и их должностных лиц при неисполнении предписаний и т.п.
В правилах прописаны, в числе прочего, права и обязанности как "контролеров", так и проверяемых. Первые могут (должны), в частности, запрашивать и получать необходимую им информацию, беспрепятственно получать доступ в помещения или на территорию госзаказчиков, операторов электронных торговых площадок (ЭТП), обращаться в суды с исками и т.д.
Проверяемые, в свою очередь, должны обеспечивать выполнение запросов "контролеров" по предоставлению информации, исполнять предписания контрольного органа. Также они вправе направлять в контрольный орган возражения по выявленным нарушениям закупочного законодательства, обращаться в суды с соответствующими исками.