Госдума приняла закон, расширяющий инструментарий для госзакупок силовиков
Госдума РФ приняла во II и III чтениях поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), согласно которым Минобороны и его подведомственные организации смогут заключать контракты с едпоставщиком на основании положений Гражданского кодекса РФ, а не закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).
Документ позволяет распространить норму 44-ФЗ, по которой в ряде случаев госзаказчики могут заключать контракт в любой форме, предусмотренной ГК РФ, а не 44-ФЗ, на закупки Минобороны и его подведомственных организаций у единственного поставщика. При условии, что такие закупки проводятся с целью обеспечения специальной военной операции, а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что принятие такой поправки к 44-ФЗ позволит "в кратчайшие сроки обеспечивать потребность формирований, подразделений, воинских частей и соединений в неотложных срочных "малых закупках" товаров, работ, услуг, исключить организационную и бумажную "волокиту", связанную с процедурой включения в план-график соответствующих закупок и последующего заключения государственных контрактов малого объема, осуществлять оплату поставленной продукции непосредственно в местах выполнения специальных задач за наличные денежные средства, в том числе в условиях отсутствия технической возможности осуществления безналичных расчетов".
В предложенной редакции поправка, фактически, не ограничивает "силовых" заказчиков только закупками малого объема (ЗМО, закупки у едпоставщика в электронной форме - до 5 млн рублей и не в электронной форме - до 600 тыс. рублей). Впрочем, имеется ограничение по номенклатуре таких закупок. Перечни товаров, работ, услуг, закупки которых проводятся с целью обеспечения СВО и выполнения специальных задач, утверждаются руководителями соответствующих ведомств.
Как сообщалось, с 2020 года действует два механизма осуществления ЗМО - в электронной и не электронной форме. К первой из них относятся закупки по специальной электронной процедуре - "закупка с полки" или "электронный магазин". Формально она относится к закупкам у единственного поставщика. Однако, по оценкам экспертов, ее можно отнести к числу конкурентных закупок.
Помимо этого, ряд закупок малого объема госорганов должны проводиться с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка". По действующим правилам "Березку" должны использовать все федеральные органы власти и их подведомственные казенные учреждения. Исключение делается для госорганов силового блока и их подведомственных казенных учреждений.
В конце прошлого года участники рынка госзакупок оценивали объем ЗМО госзаказчиков регионального и муниципального уровней в 1 трлн рублей.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"
- Письмо Минфина России от 13.03.2024 № 02-07-11/22462 "О применении казенным учреждением Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) без создания приемочной комиссии"