Максимальная цена контракта уменьшилась в два раза
Средний дисконт (снижение начальной максимальной цены контракта) при проведении госзакупок (в соответствии с законом" О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупок госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ) во втором полугодии 2021 года - первом полугодии 2022 года уменьшился в два раза, следует из материалов исследования аналитического центра "Национальный рейтинг прозрачности закупок" (НРПЗ).
"В среднем каждая закупка (в рамках 44-ФЗ - ИФ) завершилась со снижением, равным 4,03%, что в 2 раза меньше значения дисконта прошлого года, - говорится в исследовании. - Средний дисконт по итогам проведения закупочных процедур в разрезе корпоративных закупок (223-ФЗ) независимо от способа закупочной процедуры составляет 5%, что ниже прошлогоднего значения также в 2 раза".
При этом в материалах НРПЗ отмечается, что в обоих сегментах 63% контрактов были заключены в отсутствие фактической конкуренции - в результате прямых закупок у единственных поставщиков, закупок по результатам несостоявшихся процедур. Так, за отчетный период госзаказчики заключили 3,2 млн контрактов на 10,5 трлн рублей. Из них 36,8% контрактов на 3,2 трлн рублей были заключены по результатам состоявшихся закупок, 30,9% на 5,1 трлн рублей - по результатам несостоявшихся закупок, 32,1% на 2,2 трлн рублей - по результатам закупок у едпоставщика. Причем почти половина контрактов (49,7%) была заключена без снижения - по НМЦК.
Госкомпании, в свою очередь, заключили 1,6 млн договоров на 15,7 трлн рублей. Доля состоявшихся закупок составила 36,5% (7,2 трлн рублей), несостоявшихся - 13,7% (2,9 трлн рублей), закупок у едпоставщика - 49,7% (5,45 трлн рублей).
В исследовании отмечается, что за отчетный период снизился не только уровень дисконта в закупках госзаказчиков и госкомпаний, но и уровень конкуренции. В сегменте госзакупок среднее число поданных заявок на одну конкурентную закупочную процедуру составило 2,36 заявки против 2,85 годом ранее. Это самый низкий показатель конкуренции в госзакупках с 2014 года (2,44 заявки на одну закупку).
В сегменте закупок госкомпаний этот показатель снизился до 1,78 заявки на одну закупку с 1,96 заявки годом ранее.
"Однако если смотреть средний уровень конкуренции по месяцам в сравнении с 2021 годом, то в государственном секторе ситуация сравнялась с прошлогодними значениями после спада в первом полугодии 2022 года, (2,31 заявки в декабре 2021 года и 2,41 заявки в декабре текущего), - отмечается в исследовании. - В разрезе корпоративных закупок, которые остались в публичном поле (с марта текущего года госкомпании, находящиеся под санкциями, не публикуют информацию о своих закупках - ИФ), ситуация на таких закупках даже лучше, чем в прошлом году (1,75 заявки в декабре прошлого года и 1,96 в декабре текущего)".
Аналитический центр НПРЗ ежегодно проводит исследование рынка закупок и составляет Рейтинг прозрачности крупнейших заказчиков РФ. В текущем году в рейтинг вошли 336 заказчиков. Высшую оценку получили, в частности, Федеральная служба государственной статистики, Государственная фельдъегерская служба РФ, Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, "Росгеология", госкорпорация "Росатом" и ряд других.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 04.04.2022 № 24-06-07/27789 "Об указании цены в извещении о закупке и контракте при закупке автомобильного топлива"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 16.10.2024 № 28/93561/24 "О подтверждении участниками закупок опыта работы исполненными контрактами с актами работ"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"