Минфин хочет сократить число закупочных процедур и унифицировать их
Минфин РФ предполагает в перспективе сократить число закупочных процедур, следует из выступления директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой в ходе парламентских слушаний "Преимущества и недостатки новых правил проведения закупок в электронной форме. Законодательный аспект".
"Одним из актуальных направлений для развития контрактной системы считаем оптимизацию закупочных процедур, - сказала Т.Демидова. - Сегодня электронные закупочные процедуры дублируют бумажные и создавались, в частности, для блокирования возможности злоупотреблений при бумажных закупках. Эти задачи частично решены за счет автоматизации и поэтому из имеющихся в настоящее время 11 видов закупочных процедур можно будет оставить минимальный оптимальный набор электронных процедур".
В их число Т.Демидова включила конкурс, аукцион, запрос котировок и закупки у единственного поставщика.
В настоящее время наиболее распространенным видом закупок госзаказчиков является электронный аукцион - в I-III кварталах текущего года на этот вид закупок пришлось 60% от общего числа извещений о проведении закупок.
Т.Демидова отметила также, что такую оптимизацию числа закупочных процедур должен подкреплять запуск механизма универсальной квалификации поставщиков. Речь идет о том, что к участию в госзакупках доступ должны получать только те поставщики, которые имеют успешный опыт исполнения госконтрактов. Соответствующие данные (или подтверждение) заказчики смогут получать из реестра контрактов Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок.
Стоит отметить, что на рынке закупок отношение к электронным процедурам неоднозначное. Так, по утверждению заместителя руководителя Федерального Казначейства Анны Катамадзе, с июля текущего года, когда были введены электронные аналоги бумажных закупочных процедур, а заказчики получили право проводить такие закупки (с 1 января 2019 года госзаказчики в общем случае будут обязаны проводить закупки в электронной форме - ИФ), было проведено 4 тыс. электронных закупок. По ее словам, при проведении таких закупок был получен более высокий уровень конкуренции по сравнению с "бумажными" закупками (3,5 заявки против 2,5 соответственно).
При этом представители ряда региональных контрактных управляющих отмечают, что их госзаказчики боятся новых электронных процедур. Причиной тому - понимание того, что в 30% случаев в закупке будет только одна заявка - либо подана, либо допущена. В таких случаях заказчик должен будет привлекать внешнюю экспертизу, на проведение которой у многих региональных и муниципальных госзаказчиков не предусмотрено выделение средств.
Также у участников рынка вызывает сомнение готовность экспертного сообщества к удовлетворению такого спроса на их услуги. Особенно с учетом поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые предполагают ужесточение ответственности экспертов за предоставление заведомо ложных экспертных заключений.
В свою очередь аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров в ходе парламентских слушаний заявил о необходимости двигаться дальше в деле развития контрактной системы. "Бизнес не идет в госзакупки - это сложно и трудоемко, - отметил М.Рохмистров. - Надо упрощать систему".
По его словам, в ЕИС накоплены большие базы данных, созданы различные инструменты, которые позволяют двигаться дальше - в сторону создания цифрового калькулятора начальной (максимальной) цены контракта. По мнению М.Рохмистрова, уже имеется задел, необходимый для создания такого калькулятора, позволяющего проводить автоматический расчет цены контракта с учетом ценовой информации с того или иного рынка.
Также М.Рохмистров отметил, что такой калькулятор должен дополнять Единый реестр поставщиков, данные из которого должны автоматически поступать к заказчику при рассмотрении заявки того или иного поставщика. "Это позволит поставщикам избавиться от рутинной, но затратной необходимости при каждой закупке подтверждать себя, - сказал он. - Это может стать первым шагом по переходу к смарт-контрактам в госзакупках".