Минфин РФ рассчитывает на принятие проекта об упрощении норм по импортозамещению в госзакупках до конца года
Минфин РФ рассчитывает на принятие в течение осенней сессии Госдумы РФ поправок, регламентирующих вопросы импортозамещения в рамках закупочного законодательства, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Форума контрактных отношений.
"Рассчитываем, что законопроект будет принят в осеннюю сессию, - сказал Лавров. - А его вступление в силу будет иметь особый период (90-180 дней с момента официального опубликования - ИФ)".
По словам Лаврова, проект внесен на рассмотрение правительства РФ, и сейчас идет его доработка в соответствии с полученными замечаниями и согласование с заинтересованными органами власти. Это процесс непростой, но необходимый, поскольку действующие нормы разрозненны и сложны, а их эффективность низкая, отметил замминистра.
Этот проект был подготовлен Минфином весной текущего года. Он предусматривает включение в 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") и 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из так называемого национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными (понятие "нацрежим" предусматривает, что он предоставляется зарубежным товарам - на них распространяются те же правила и требования, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции).
"Сейчас все эти вопросы регулируются девятью подзаконными актами, - отмечала в мае директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".
В случае одобрения этого законопроекта, по словам Демидовой, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило "второй лишний", поскольку действующее менее жесткое "третий лишний" не всегда работает. "Если есть эксклюзивный российский производитель, то при отсутствии российского конкурента он вынужден на равных конкурировать с поставщиками иностранной продукции", - говорила глава департамента.
Также планируется унификация ценовой преференции независимо от вида процедуры. "Контракт в таком случае будет заключаться по цене, предложенной поставщиком, - добавляла Демидова. - Но при ранжировании предложений участников закупки будет учитываться ценовая преференция (15% - ИФ), предоставляемая поставщику российской продукции".
В пояснительной записке к законопроекту также оговаривается, что правительство РФ сможет устанавливать эти запреты и ограничения при условии, что соответствующий международный договор содержит положения, предусматривающие изъятие из нацрежима.
Так, по договору ЕАЭС для поставщиков из стран союза действует нацрежим при осуществлении госзакупок. Изъятие из нацрежима в данном случае возможно только в отношении госзакупок, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае с закупками госкомпаний нацрежим должен предоставляться, в частности, поставщикам из стран ВТО. Здесь изъятие возможно в случае закупки правительственными учреждениями (в настоящее время большая часть субъектов 223-ФЗ - бюджетные и автономные учреждения - ИФ) товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи.
То есть, согласно пояснительной записке, правительство РФ сможет устанавливать запреты и ограничения при закупках по 223-ФЗ, осуществляемых в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) заказчиками, являющимися головными исполнителями и исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ. Также такие запреты и ограничения смогут вводиться при закупках заказчиками из числа некоммерческих организаций, созданных РФ для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственными корпорациями), для оказания государственных услуг (государственными компаниями) либо созданных РФ и наделенных функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества (публично-правовая компания).
Демидова подчеркивала также, что принятия этого законопроекта и соответствующего подзаконного акта для полноценного запуска механизма импортозамещения недостаточно. Потребуется еще оптимизация действующего механизма подтверждения страны происхождения того или иного товара. За это направление отвечает Минпромторг РФ.
В настоящее время многие российские производители считают слишком затратной для себя процедуру подтверждения страны происхождения товара и включение соответствующей информации в Реестр российской продукции или Реестр российской радиоэлектронной продукции.
Но заместитель начальника отдела департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алан Фаизов отмечал тогда же, что оптимизация и унификация требований по подтверждению страны происхождения товара (в том числе введение балльной системы оценки соответствия) предусмотрена внутренними документами министерства и такая работа ведется соответствующими подразделениями ведомства.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 21.01.2025 "Правила импортозамещения в 2025 году: анализ ПП РФ от 23.12.2024 № 1875"
- Вебинар от 17.01.2025 "Национальный режим в закупках 2025"
- Вебинар от 19.12.2024 "Новые правила национального режима 2025"
- Вебинар от 08.12.2024 "Описание предмета закупки в условиях предоставления национального режима"
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98693 "О возможности осуществления закупки импортного оборудования"