Минфин РФ рассчитывает на продление в 2024 году мер антисанкционной поддержки участников закупок
Минфин РФ рассчитывает на продление на 2024 год почти всех мер антисанкционной поддержки участников рынка закупок, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров на Всероссийской конференции в сфере закупок, организованной ФАС России.
"Особые условия (предусмотренные 46-ФЗ, был принят в марте 2022 года - ИФ) всем понравились, - сказал Лавров. - Продление норм 46-ФЗ будет почти по всем позициям".
Исключение - положения о праве субъектов РФ определять едпоставщиков. Здесь предполагается ввести ограничения на использование этой нормы. Но какие именно - пока не определено.
"Надо найти точечное сбалансированное предложение", - отметил Лавров.
Необходимость ограничения использования этой нормы Минфин объясняет тем, что ряд субъектов применяет ее необоснованно.
"Казначейство цифрами доказало, что контракты, заключенные с едпоставщиком по положениям 46-ФЗ, исполняются хуже, - подчеркнул Лавров. - Из них 70-80% - стройка и лизинг, долгосрочные контракты".
Ранее, в сентябре, Минфин и Федеральное казначейство предлагали не продлевать право субъектов РФ на закупки у едпоставщика на 2024 год.
"Анализ показывает, что инструмент используется не для того, для чего был предназначен, - говорил Лавров в рамках Московского финансового форума. - Кроме того, такие контракты обходятся дороже, дольше исполняются, поскольку заказчики в таких случаях не ограничены в возможности заключения допсоглашений, изменяющих существенные условия контрактов.
Поэтому мы считаем, что продлевать эту норму на следующий год не нужно".
В свою очередь заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе добавляла, что число нарушений по контрактам, заключенным с едпоставщиками, кратно выше числа таких нарушений по контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок.
В то же время первый заместитель главы Минпромторга РФ Василий Осьмаков указывал, что на практике встречаются как плохие примеры использования механизма закупок у едпоставщика, так и ситуации, в которых провести все процедуры, поставить вовремя необходимые товары без использования этого механизма невозможно.
Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, депутат Максим Топилин также отмечал необходимость продления срока действия спецправ субъектов на заключение контрактов с едпоставщиками. Но при определенных условиях.
"Можно ввести какие-то ограничения законодательные, можно под едпоставщика, под это право субъектов, ввести те или иные ограничения, - говорил он. - Вариаций решения этого вопроса, мне кажется, может быть очень много. Необходимо попытаться его (механизм закупок у едпоставщика) каким-то образом подкорректировать или ввести какие-то ограничения по объемам таких закупок".
Как сообщалось, 46-ФЗ был принят весной 2022 года и предусматривал, в числе прочего, коррекцию закупочного законодательства в условиях санкций. В том числе за счет временных норм.
В частности, временные положения закона позволяли госзаказчикам не устанавливать требований о предоставлении обеспечения исполнения контракта, осуществлять закупки в сфере строительства (выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства) одновременно с закупками оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, устанавливали для субъектов РФ дополнительное основание для заключения контрактов с едпоставщиками и пр.
В 2022 году госзаказчики заключили контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей. Из них по результатам несостоявшихся закупок были заключены контракты на 5,2 трлн рублей. Объем госконтрактов, заключенных собственно с едпоставщиками, составил 2,6 трлн рублей.
По данным Минфина, в I половине текущего года госзаказчики подписали с едпоставщиками около 900 тыс. госконтрактов на 1,3 трлн рублей. Из них 19,5 тыс. контрактов на 700 млрд рублей были заключены на основании временных случаев, определенных решениями правительства РФ, органов власти субъектов РФ. При этом всего за шесть месяцев текущего года было подписано 2,6 млн госконтрактов на 7,1 трлн рублей.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8780 "О централизации закупок автономного учреждения"
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 02-11-13/68863 "Об обращении взыскания на имущественные права должника - получателя бюджетных средств или участника казначейского сопровождения в рамках исполнительного производства"