Минстрой разрабатывает новые предложения по изменению подорожавших строительных госконтрактов
Пока региональные власти и бизнес готовятся к пересмотру по новым правилам стоимости строительных госконтрактов, Минстрой уже готовится к корректировке самого механизма в пользу смягчения условий для подрядчиков. Так, ведомство планирует допустить пересмотр стоимости уже выполненных с начала этого года работ. Кроме того, Минстрой выступает за расширение такой возможности на контракты, заключенные на срок менее года,— их около 71 тыс. на сумму в 1 трлн руб., а также на контракты по проведению капремонта жилых домов — ситуация с ними оказалась наиболее сложной.
На рассмотрение Минстроя от регионов уже поступили заявки на увеличение стоимости почти 180 строительных госконтрактов, каждый из которых дороже 100 млн руб.,— предварительная сумма удорожания, как сообщило ведомство, составляет 11,5 млрд руб. Одновременно с этим большинство регионов уже запустило процесс принятия своих нормативных актов, позволяющих увеличить стоимость строительных госконтрактов при росте цен на материалы,— как отметил на Всероссийской конференции "Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство" замглавы Минстроя Сергей Музыченко, в 29 субъектах они уже приняты, в 37 — еще разрабатываются. Поясним, в конце августа правительство утвердило постановление №1315, позволяющее подрядчикам по согласованию с госзаказчиками пересматривать в случае резкого роста цен на стройматериалы условия контрактов, заключенных до 1 июля 2021 года и сроком не менее чем на год. Менять стоимость можно только по невыполненным работам, при этом увеличение цены должно быть не более 30%.
Обсуждается подобная, но более серьезная корректировка и на федеральном уровне — как отметил Сергей Музыченко, Минстрой предлагает внести в него изменения, предусматривающие возможность увеличения цены по работам, которые уже были выполнены с 1 января 2021 года. Ведомство планирует расширить и количество госорганов-заказчиков, контракты с которыми могут корректироваться,— с 39 примерно до 50 в основном за счет силовых структур, работающих по гособоронзаказу. Кроме того, Минстрой планирует в ближайшее время внести в Белый дом проект постановления, которое позволит увеличивать цену и контрактов по капремонту многоквартирных домов.
Пакет предложений Минстроя также предполагает и внесение изменений в закон о контрактной системе (44-ФЗ — свои предложения для поддержки отрасли также представляет в Белый дом Минэкономики), чтобы допустить пересмотр контрактов сроком до года. Сергей Музыченко предполагает, что в ближайшее время будут в инициативном порядке внесены изменения в этот закон. Речь идет об осенней сессии после формирования нового созыва Госдумы. Отметим, этот вопрос поднимался строительным бизнесом еще в июне текущего года, когда власти разъяснили возможность изменения цены контрактов в рамках действующего 44-ФЗ, но для контрактов стоимостью от 100 млн руб. и сроком более 12 месяцев — в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) отмечали, что подавляющее большинство под эти требования не попадает.
С учетом этого инициативу Минстроя в НОСТРОЙ, разумеется, поддерживают. По словам президента объединения Антона Глушкова, сейчас насчитывается около 23 тыс. контрактов, заключенных сроком более чем на год,— их стоимость в общей сложности оценивается почти в 6 трлн руб. Контракты, заключенные менее чем на год, хоть и меньше по стоимости (всего менее 1 трлн руб.), но их в три раза больше — 71 тыс. Антона Глушков добавил, что стоит подумать об изменении логики контрактации, поскольку часто возникает противоборство 44-ФЗ и особенностей строительства. В связи с этим объединением предлагается рассмотреть возможность "выделения" регулирования строительных госконтрактов либо в рамках отдельной нормы, либо вовсе отдельного закона.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02 "О необходимости членства в СРО соответствующих видов в случае, если предметом договора подряда является одновременно выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации"
- Вебинар от 30.10.2024 "Особенности закупок строительных работ: сложные правовые вопросы"
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-11-13/54557 "Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 02-11-14/64117 "О размерах авансовых платежей, включаемых в 2024 г. в условия госконтрактов на строительство свыше 600 млн руб., средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению"
- Письмо Минфина России от 10.07.2024 № 02-12-08/64594 "О санкционировании расходов на технологическое присоединение в рамках концессионного соглашения и по муниципальному контракту на приобретение квартир путем инвестирования в строительство МКД"