Проблемы обнаруженные в госзакупках
При обсуждении развилок регулирования закупочной деятельности регулятором и заинтересованными ведомствами ключевым принципом остается достижение баланса заказчиков и поставщиков. «С одной стороны, решается задача по скорейшему направлению финансовых средств в реальный сектор экономики, а с другой — рациональное расходование средств бюджетов всех уровней»,— пояснил вчера глава ФАС Максим Шаскольский. Антисанкционные нормы де-факто привели к разбалансировке системы, признали участники Всероссийской конференции в сфере закупок.
Новым вызовом для участников закупок при отступлении от принципов конкуренции может стать закрытие данных о таких закупках. Так, заместитель главы Минфина Алексей Лавров подтвердил разворот ведомства от принципов прозрачности. По его словам, доступ к данным о закупках государства позволяет точечно распространять санкции на контрагентов государства. «Не успел поставщик заключить контракт с госзаказчиком, как иностранные производители нашли его в системе и просят отказаться от участия»,— пояснил чиновник. По его словам, в результате доступ к системе должен остаться у участников закупок и контролеров. Общественный контроль при этом может быть организован в рамках дополнительной процедуры, считает господин Лавров.
Предложение Минфина о закрытии закупочной информации поддерживают и в Минпромторге. В ведомстве соглашаются с необходимостью продления антисанкционных мер и отступления от принципов конкуренции. Однако, по мнению первого заместителя главы Минпромторга Василия Осьмакова, необходимо отслеживать ситуацию в регионах — чиновник сообщил, что из-за злоупотреблений на местах уже потребовалось вмешательство государства на рынке фармпрепаратов. В целом же система госзаказа продолжит развиваться по пути кооперации заказчиков с единственными поставщиками. В частности, обновленная концепция импортозамещения (обсуждается в правительстве) базируется на долгосрочной контрактации — механизмах офсетных контрактов и специальных инвестиционных контрактов, предусматривающих обязательные закупки у компании в режиме единственного поставщика в обмен на инвестиции в регион. Как сообщил Василий Осьмаков, ведомство еще определит сегменты экономики для перехода на долгосрочные контракты. Отметим, впрочем, что ранее подобные механизмы необходимы были для привлечения иностранных производителей и внедрения в отечественное производство иностранных технологий. Пока же исполнители офсетных контрактов вынуждены отложить исполнение обязательств из-за проблем с доступом к иностранному оборудованию — с такой проблемой столкнулась компания «Р-Опра».
В Федеральном казначействе признают смещение закупок в сторону единственного поставщика и предлагают отвечать на изменения усилением контроля, в том числе повсеместным внедрением электронного актирования. По данным ФК, в 2022 году экономия по результатам контрактации в рамках закона о госзакупках (ФЗ-44) составила 4,7% против 6,42% в прошлом году, а по закупкам госкомпаний — 5,4% против 7,7%. «Это всего лишь нормы, которые приняли в этом году. Два-три года пройдет, еще посмотрим»,— предупредила заместитель главы казначейства Анна Катамадзе о будущих последствиях изменений. По ее словам, настройка регулирования необходима с учетом отраслевой специфики. Так, например, на фоне многочисленных послаблений застройщикам отрасли потребуется переход к биржевому принципу закупок стройматериалов. «Строим много, цену не знаем»,— посетовала она.
В ФАС также обратили внимание на многочисленные послабления для стройки: в рамках антисанкционного пакета были укрупнены закупки при строительстве «под ключ», расширены возможности пересмотра условий контрактов. Однако в результате объединения работ на разных рынках и привлечения одного исполнителя также снижается конкуренция. При этом оценить эффективность таких мер в ФАС не могут из-за отсутствия проектно-сметной документации.