Menu
RSS
A+ A A-

Протекционизму не за что уцепиться

Выполнение госкомпаниями минимальной доли закупок у отечественных производителей столкнулось с проблемами, признали в среду, 24 марта, участники форума "Госзаказ". Госкомпании не готовы к выполнению требований из-за рисков потери эффективности, у правительства же пока нет инструментов принуждения к протекционистским закупкам. Белый дом уже приступил к формированию нормативной базы для импортозамещения, но пока меры носят скорее экспериментальный и точечный характер. Реальная же настройка механизма квотирования станет возможна лишь в 2022 году.

Одной из главных тем форума "Госзаказ" стали риски невыполнения требований об импортозамещении госкомпаниями — введенной для них с 2021 года обязательной доли закупок у отечественных производителей. Так, заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков признал, что пока требование о квотировании закупок госкомпаний де-факто носит декларативный характер: ни инструментов для выполнения квот (в виде запретов и ограничений на закупки иностранной продукции государством), ни механизмов контроля за их исполнением, ни санкций за нарушение требований не предусмотрено.

Формированием нормативно-правовой базы власти занялись только в этом году после введения механизма квотирования, и пока складывается впечатление, что эта работа конфликтует с коммерческими интересами принадлежащих государству активов.

Ранее Белый дом подготовил план по решению проблем квотирования к апрелю 2021 года — к этому сроку Минпромторг с заинтересованными ведомствами должны были представить в правительство инициативы по сбору данных и подготовке инструментов реализации протекционистских инициатив. Как сообщил в ходе форума идеолог квотирования вице-премьер Юрий Борисов, Минфин внес в правительство нормативно-правовые акты, которые позволят эффективно работать по 223-му закону компаниям, подконтрольным государству, которые позволяют мониторить ход реализации госзакупок по 223-му закону и обязывают их предоставлять соответствующую отчетность по достижении этих показателей. С 2022 года промышленный блок также рассчитывает на введение штрафов за невыполнение квот. Пока же стимулировать госкомпании к закупкам власти намерены директивно, впрочем, разработанный еще в декабре проект директив пока также не принят.

В отсутствие рычагов давления Минпромторг рекомендовал госкомпаниям совершать ради импортозамещения неконкурентные закупки, для конкурентных же закупок предлагалось предусмотреть приоритет российской продукции без введения запретов и ограничений, активно применяющихся при закупках государства (ФЗ-44). Инструменты позволили добиться увеличения доли закупок российских товаров в госзаказе с 50% в 2019 году до 75% в 2020-м, по отдельным позициям эта доля превысила 90%. Объем закупок у отечественных поставщиков для госкомпаний в среднем на 20–30% ниже, чем по ФЗ-44, привел данные Василий Осьмаков.

Отметим, что госкомпании не готовы к ужесточению ФЗ-223 из-за рисков снижения эффективности своей деятельности.

Сергей Чемезов, глава госкорпорации "Ростех", выступающей одним из крупнейших и заказчиков, и поставщиков, отметил, что поправки должны быть точечными и сохранить концепцию ФЗ-223 — большей самостоятельности заказчика в регулировании закупок через собственные положения. Также он выступил против отмены квалификационных требований к поставщикам из-за рисков снижения качества продукции, если единственным критерием отбора останется цена контракта.

Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12