Власти РФ продолжат поддержку производителей радиоэлектроники в рамках госзаказа
Российские органы власти продолжат развивать механизмы поддержки отечественных производителей радиоэлектронной продукции в рамках госзакупок и закупок госкомпаний, заявили представители Минпромторга и Минцифры.
"Надо стимулировать спрос на российскую радиоэлектронику", - сказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак. По его словам, это важно в ситуации, когда "далеко не все иностранные производители наш рынок покинули", а некоторые даже наоборот усилили присутствие на российском рынке. "Поэтому своего производителя мы должны защищать. Будем модернизировать наши механизмы по поддержке в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ" - заявил Шпак.
Это будет делаться прежде всего за счет коррекции правительственного постановления 719, которое определяет условия и порядок подтверждении производства промпродукции на территории РФ.
"Готовимся в ближайшее время многострадальную нашу балльную систему в вычислительной технике принять, - отметил Шпак. - Вслед за ней в обязательном порядке примем балльную систему в телекоммуникационном оборудовании. Дальше пойдет медтехника, дальше пойдет все остальное".
"Отрасли не хватает балльной системы, - в свою очередь сказал заместитель главы Минцифры Андрей Заренин. - Будем ее дожимать.
Минпромторг еще летом прошлого года подготовил предложение о введении балльной системы оценки уровня локализации радиоэлектронной продукции. Тогда министерство предлагало ввести балльную систему для 19 видов радиоэлектронной продукции (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности), в том числе для компьютеров, мониторов и проекторов, принтеров и сканеров, различных микросхем и печатных плат, кассовых терминалов, банкоматов, сканеров штрихкодов и т.п.
При этом были обозначены обязательные требования, соответствие которым необходимо для производителя, претендующего на получение статуса российского. В их число были включены наличие у производителя юридического лица-налогового резидента РФ, не находящегося под контролем иностранного государства, компании или физического лица, прав на соответствующую технологию, патентов, прав на конструкторскую и техническую документацию для проектирования, производства, модернизации и развития соответствующей продукции. За соответствие всем обязательным требованиям предлагается начислять 20 баллов.
Еще 50 баллов предлагалось начислять за использование в той или иной продукции электронных модулей российского производства, 30 баллов - за изготовление на территории РФ печатных плат электронных модулей, 20 баллов - за сборку и монтаж в РФ всех элементов электронной компонентной базы на печатную плату электронного модуля. Также баллы планировалось начислять за использование российских центральных процессоров, источников бесперебойного питания, аккумуляторов, электронной компонентной базы и т.п.
Предложение о введении бальной системы было подготовлено российской IT-отраслью весной прошлого года. Соответствующее предложение выдвинула АНО "Консорциум "Вычислительная техника" (АНО ВТ, занимается вопросами развития радиоэлектронной отрасли).
АНО ВТ предлагала в рамках введения балльной системы разделить весь процесс создания вычислительной техники на технологические операции, каждой из которых присвоен определенный балл в зависимости от значимости и сложности. При этом предполагалось учитывать использование российской электронной компонентной базы (включая процессоры) при производстве вычислительной техники.
В ОЖИДАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
"Надо быть готовыми вести более активную протекционистскую политику, - добавил Шпак. - Давление со стороны иностранных производителей на наш рынок все равно будет и будет расти. Политика уйдет, а рынок останется. Все международные институты де-факто уши в прошлое, все действуют без всякой оглядки на ВТО и другие международные организации. Поэтому только вопрос времени, когда они канут в лету, и нам надо быть к этому готовыми, иметь набор мер, которые защищали бы наших производителей".
Только регулируемым рынком (сегментом госзакупок и закупок госкомпаний) Минпромторг ограничиваться не собирается. В части поддержки российских производителей радиоэлектроники ведомства, помимо запуска балльной системы, рассчитывают, в числе прочего, задействовать налоговые преференции и механизмы субсидирования разработок в области радиоэлектроники. К первым относится распространение на производителей вычислительной техники и разработчиков компонентной базы тех льгот, которые сейчас есть у IT-компаний в части уплаты страховых взносов и налогов.
"Это значимая мера, - подчеркнул Шпак. - Она позволит, по нашим расчетам, оставить в отрасли в год порядка 15-16 млрд рублей в год".
Министерство также планирует защищать российских производителей и на коммерческом сегменте за счет механизмов технического регулирования и стандартизации.
При этом ведомства предлагают радиоэлектронной отрасли ориентироваться не просто на российский рынок, а на перспективную "валютно-технологическую" зоны России - одну из тех, в которые, по мнению Шпака, преобразуется "старый" глобальный рынок в результате текущего политического и экономического кризисов, а также цифровизации.
"Нас ждет несколько валютно-технологических зон, которые будут друг с другом конкурировать, в том числе за счет своих информационно-коммуникационных систем, построенных на новых принципах (прежде всего на квантовых технологиях - ИФ), - сказал Шпак. - Я считаю, что у России такая валютно-технологическая зона будет и она сейчас формируется. У нас есть хорошие перспективы в ее построении".
К российской валютно-технологической зоне РФ Шпак отнес страны ЕАЭС и другие страны, которые "комплементарны" России. "В эту сторону надо смотреть и выстраивать соответствующую стратегию, - добавил он. - Без внешних рынков, без большого спроса добиться масштабирования технологий, а самое главное - окупаемости их развития - невозможно".
Помимо этого, Минпромторг считает, что российские производители радиоэлектроник также смогут выйти на массовый рынок, в ритейл.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.11.2024 № 117382/11 "О применении норм постановления Правительства РФ о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ"
- Письмо Минпромторг РФ от 05.07.2024 № 70351/11 "О запрете на указание заказчиком дополнительных характеристик, которые не предусмотрены позицией каталога"
- Письмо Минфина России от 15.05.2024 № 24-06-06/44276 "О применении ограничений допуска иностранных товаров при закупках радиоэлектронной продукции"
- Письмо Минфина России от 01.11.2022 № 24-06-06/106224 "О предоставлении преференций в отношении цены контракта при закупках радиоэлектронной продукции"
- Совместное письмо Минфина России, Минпромторга России, Минцифры России, Минстроя России от 20.11.2023 № 24-01-07/111357 / ШВ-124486/11 / АЗ-П29-085-243351 / 78336-СМ/09 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией"