Письмо Минфина России от 04.03.2020 № 24-01-08/16156 "О закупках автономными некоммерческими организациями и изменениях в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в рамках национальных проектов"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 23.01.2020 с предложением о необходимости осуществления государственных закупок в рамках национальных проектов исключительно автономными некоммерческими организациями, сообщает следующее.
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов, в том числе при расходовании бюджетных средств на осуществление закупок в рамках реализации национальных проектов.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Пунктом 5 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено определение понятия "государственный заказчик" в контексте Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым государственным заказчиком является государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
При этом заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, помимо государственного и муниципального заказчиков, может быть бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона.
Иные юридические лица руководствуются Законом N 44-ФЗ исключительно в случаях и пределах, предусмотренных положениями статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Так, частью 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Таким образом, автономная некоммерческая организация осуществляет закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ только в случае, установленном статьей 15 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительно полагаем необходимым отметить, что в целях повышения эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключения излишних временных затрат заказчиков при осуществлении закупок, в том числе в рамках реализации национальных проектов, Минфином России обеспечено принятие:
Федерального закона Российской Федерации от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ, предусматривающего:
упрощение процедур планирования закупок путем формирования только одного документа планирования закупок (план-график), а также исключение необходимости обоснования закупок на стадии планирования закупок;
повышение ценового порога с целью проведения "короткого" аукциона с 3 млн рублей до 300 млн рублей (до 2 млрд рублей при осуществлении закупок на выполнение работ в сфере строительства);
наделение заказчика правом осуществления закупки по цене за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки;
предоставление права заказчику в случае правомерного расторжения контракта заключить контракт с участником, занявшим второе место;
установление по решению уполномоченных органов государственной власти возможности увеличения цены и (или) сроков в размере до 30% при исполнении контрактов на строительство в случае выявления при исполнении контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на условиях заключенного контракта;
Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ, предусматривающего:
возможность осуществить закупку в рамках национальных проектов строительства капитальных объектов "под ключ" (включая проектирование) в форме конкурса с формированием НМЦК в порядке, определяемом Минстроем России, и одновременным оснащением медицинским оборудованием (при строительстве медицинских учреждений);
повышение ценового порога для проведения запроса котировок в электронной форме до 3 млн рублей;
осуществление закупки товара у единственного поставщика из "электронного магазина" электронной площадки на сумму до 3 млн рублей.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлена всесторонняя и объективная система необходимых механизмов, направленных на эффективное осуществление государственных и муниципальных закупок, в том числе исполнения контрактов, заключаемых в рамках реализации национальных проектов.
Кроме того, во исполнение положений раздела VII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах", Минфином России разработан и размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проект федерального закона, предусматривающий комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанный законопроект в том числе предусматривает сокращение количества способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с 11 до 3, сокращение сроков проводимых процедур закупок до минимумов, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., расширение случаев проведения совместных конкурсов и аукционов, упрощение порядка их проведения, введение понятия контракта на осуществление капитального строительства "под ключ" и порядка его заключения, расширение применения электронного документооборота, в том числе при приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, при расторжении контракта с использованием единой информационной системы в сфере закупок, увеличение числа участников закупки, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя от заключения контракта.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 04 Март 2020
- Номер документа: 24-01-08/16156
- Название документа: О закупках автономными некоммерческими организациями и изменениях в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в рамках национальных проектов