Письмо Минфина России от 22.11.2022 № 24-06-06/114041 "О закупках товаров, работ, услуг для их передачи в федеральную собственность, в том числе в рамках мобилизационной подготовки"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2022 № 1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616" (далее - Постановление № 1745) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
Постановление № 1745 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
При этом необходимо отметить, что положения Постановления № 1745 не изменяют предусмотренного Законом № 44-ФЗ порядка осуществления закупок, а лишь устанавливают возможность заказчикам субъекта Российской Федерации, заказчикам муниципальных образований осуществлять расходование средств на закупку товаров, работ, услуг в целях обеспечения федеральных нужд.
Так, согласно пункту 1 Постановления № 1745 в качестве специальной меры в сфере экономики предусмотрено право исполнительных органов субъектов Российской Федерации и казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций из федерального бюджета), органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений (за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации), бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий (за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) осуществлять закупки товаров, в том числе товаров двойного назначения, беспилотных летательных аппаратов, средств радиосвязи, электроники, приборов ночного видения, тепловизионных биноклей и прицелов, средств обнаружения беспилотных летательных аппаратов, приборов обнаружения оптических, лазерных и иных систем наведения, автотранспорта и автозапчастей, обмундирования, туристического снаряжения, лекарственных препаратов и медицинских изделий, средств личной гигиены, продовольствия, стройматериалов и инструментов, работ (услуг), и (или) передавать в соответствии с положениями пункта 2 указанного Постановления из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары (далее - имущество), и (или) результаты выполненных работ (оказанных услуг).
Пунктом 2 Постановления № 1745 установлено, что закупка товаров, результаты работ (оказанных услуг) и (или) передача имущества (результатов работ, оказанных услуг) в целях реализации меры, предусмотренной пунктом 1 указанного Постановления, осуществляются на основании заявок, направленных уполномоченными Министерством обороны Российской Федерации центральными органами военного управления (иными подразделениями), органами управления военных округов (Северного флота), территориальными органами, в том числе военными комиссариатами, Министерства обороны Российской Федерации, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации учреждениями (далее - уполномоченный орган Министерства обороны) уполномоченному исполнительному органу соответствующего субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления), содержащих наименования и количество объектов имущества и (или) объемов работ (услуг).
При этом закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1745 исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями и унитарными предприятиями субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, считаются закупками для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно (пункт 3 Постановления № 1745).
В этой связи следует отметить, что отношения, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, в связи с чем при осуществлении закупок в соответствии с положениями Постановления № 1745 применению подлежит Закон № 44-ФЗ.
Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением № 1745 заказчикам следует руководствоваться всеми положениями Закона № 44-ФЗ, в том числе статьи 19 Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных указанным Постановлением.
Также сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и является исчерпывающим.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае выполнения работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
При этом содержание мобилизационной подготовки и мобилизации определено пунктом 3 статьи 2 Закона № 31-ФЗ. Таким образом, осуществление закупки в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ допускается только в случае, если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Закона № 31-ФЗ и иного действующего законодательства Российской Федерации в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 22 Ноябрь 2022
- Номер документа: 24-06-06/114041
- Название документа: О закупках товаров, работ, услуг для их передачи в федеральную собственность, в том числе в рамках мобилизационной подготовки
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"