Письмо Минфина России от 01.03.2018 № 24-06-07/12919 "О некоторых вопросах, связанных с функционированием операторов электронных площадок и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию норм, терминов и понятий.
Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, Департамент полагает возможным сообщить следующее.
1. Законом N 504-ФЗ и Законом N 505-ФЗ приняты поправки в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ в части функционирования операторов электронных площадок и осуществления закупок в электронной форме.
Принятыми поправками предусмотрен единый перечень операторов электронных площадок в целях осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ и при осуществлении закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение положений Закона N 504-ФЗ Правительство Российской Федерации до 1 июля текущего года утвердит единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, электронным площадкам и к функционированию электронных площадок, порядок подтверждения соответствия электронной площадки, оператора электронной площадки единым и дополнительным требованиям, осуществит отбор операторов электронных площадок и утвердит их перечень.
Согласно положениям принятых законов в указанный перечень операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации будут включены операторы, соответствующие установленным единым и дополнительным требованиям.
Таким образом, вышеуказанные требования, порядок подтверждения соответствия будут утверждены актами Правительства Российской Федерации, после чего заявитель вправе рассмотреть вопрос о принятии решения об обращении для включения в перечень в порядке и на условиях, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.
2. Согласно статье 6.1 Закона N 223-ФЗ ведомственный контроль за соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), муниципальными органами в отношении соответственно подведомственных им федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, а также федеральных государственных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника.
Таким образом, ведомственный контроль осуществляется исключительно в отношении указанных в статье 6.1 Закона N 223-ФЗ отдельных юридических лиц.
3. В соответствии с частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ аккредитация на электронной площадке участника конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме осуществляется в порядке, установленном оператором электронной площадки.
При этом Закон N 505-ФЗ не содержит специальных положений в отношении взимания платы при аккредитации, предусмотренной частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ. Согласно части 2 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений Закона N 223-ФЗ.
Вместе с тем согласно части 18 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
В силу части 2 статьи 24.2, части 4 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ не допускается взимание с участников закупки платы за аккредитацию на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
Кроме того, в силу части 10 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе требования к проведению такой конкурентной закупки.
При этом частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ установлено, что допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
4. Положениями статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ установлены особенности функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки в электронной форме.
Частью 1 указанной статьи установлено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ.
По вопросу взаимодействия электронной площадки с ЕИС Минфин России сообщает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также в части поддержки пользователей ЕИС, определено Федеральное казначейство.
5. Согласно части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона N 223-ФЗ. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Частью 1 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
При этом положения статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ применяются при осуществлении конкурентной закупки исключительно в электронной форме, а положения статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ - при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 01 Март 2018
- Номер документа: 24-06-07/12919
- Название документа: О некоторых вопросах, связанных с функционированием операторов электронных площадок и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 26.03.2020 № 24-06-08/24817 "Об основаниях возврата оператором электронной площадки заявки на участие в закупке, участниками которой могут быть только СМП"
- Вебинар от 27.04.2023 "Закупки по ч.12 ст. 93 44-ФЗ через "Электронный магазин"
- Электронные торговые площадки в России
- Письмо Минфина РФ от 20.02.2020 № 24-04-08/12023 "Об обеспечении оператором электронной площадки конфиденциальности информации, в том числе о содержании ценовых предложений участников закупки отдельными видами юрлиц в электронной форме"
- Письмо Минфина России от 03.09.2020 № 24-04-08/77639 "О возможности установления информационного взаимодействия между оператором электронной площадки и иными информационными системами в рамках закупок отдельными видами юрлиц с участием субъектов МСП"