Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 24-01-08/76589 "Об условиях и цене заключения контракта, а также определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части определения начальной (максимальной) цены контракта, сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств в рамках установленных им бюджетных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Так, согласно требованиям, установленным статьями 51, 54.4, 66, 82.3, 83.1 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки товара, работы, услуги, заявка на участие в закупке должна содержать в том числе предложение участника закупки о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.
При этом победителем закупки признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в документации о закупке, а случае запроса котировок - в извещении о проведении запроса котировок, а также предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении закупки, документации о закупке, по цене, предложенной победителем закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Таким образом, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, в случае если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
При этом поставщик, направивший ценовую информацию для определения НМЦК, не обязан участвовать в закупке и заключении контракта.
Учитывая вышеизложенное, заказчик самостоятельно формирует и обосновывает НМЦК на основании статьи 22 Закона № 44-ФЗ с учетом всех необходимых затрат и особенностей, предусмотренных положениями законодательства в сфере контрактной системы.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 01 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-01-08/76589
- Название документа: Об условиях и цене заключения контракта, а также определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минстрой РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09 "Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
- Письмо Минфина России от 04.04.2022 № 24-06-07/27789 "Об указании цены в извещении о закупке и контракте при закупке автомобильного топлива"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 16.10.2024 № 28/93561/24 "О подтверждении участниками закупок опыта работы исполненными контрактами с актами работ"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"