Письмо Минфина России от 03.05.2023 № 02-07-10/40916 "О перечислении в бюджет и отражении в бухучете штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос муниципального общеобразовательного учреждения и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности государственных финансов, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица государственного (муниципального) органа, учреждения, сообщаем, что подобные обращения следует направлять надлежащим образом оформленными на бланке государственного (муниципального) органа, учреждения, с подписью лица, на то уполномоченного.
Вместе с этим Департамент полагает возможным обратить внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки указываются как реквизиты счета, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, так и реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.
Частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ установлено, что, в случае если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Согласно части 14 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, если в случае, предусмотренном частью 13 указанной статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:
1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 Закона № 44-ФЗ, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям Закона № 44-ФЗ) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;
2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 части 14 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 части 14 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.
Таким образом, перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей заявки осуществляется банком на соответствующий счет для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступления в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе), признаются доходами бюджета.
Кроме того, федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Доходы", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н, определено, что к доходам от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению от административных платежей и штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом бюджетные учреждения, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, не наделены полномочиями администраторов доходов бюджета по штрафам, пеням и неустойкам за нарушение законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений как санкции, налагаемые на участников электронных торгов (далее - штрафные санкции), подлежат дальнейшему перечислению бюджетным учреждением в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 № 174н, задолженность по штрафным санкциям в указанном случае подлежит отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами".
Признание задолженности на дату возникновения требований к плательщикам штрафных санкций, подлежащих дальнейшему перечислению в доход соответствующего бюджета, следует отражать в бухгалтерском учете бюджетных учреждений по дебету счета 021005560 "Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов" и кредиту счета 030305731 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
Перечисление в доход бюджета поступивших на лицевой счет бюджетного учреждения сумм штрафных санкций отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и по кредиту счета 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 03 Май 2023
- Номер документа: 02-07-10/40916
- Название документа: О перечислении в бюджет и отражении в бухучете штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.03.2022 № 24-06-07/16994 "Об указании в извещении об осуществлении закупки реквизитов счета заказчика"
- Решение Арбитражного суда от 26.01.2024 по делу № А64-8171/2023 "Подрядчик обязан оплатить штраф за невыполнение гарантийного ремонта"
- Постановление Арбитражного суда от 04.06.2024 по делу № А56-124734/2023 "Замена некачественного товара по госконтракту исключает взыскание штрафа"
- Письмо Минфина России от 29.03.2024 № 02-07-11/28704 "О перечислении в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов, и их отражении в бухучете"
- Письмо Минфина России от 10.07.2024 № 02-12-08/64594 "О санкционировании расходов на технологическое присоединение в рамках концессионного соглашения и по муниципальному контракту на приобретение квартир путем инвестирования в строительство МКД"