Письмо Минфина России от 04.09.2020 № 24-03-08/77760 "Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта в сфере закупок, в том числе от обеспечения гарантийных обязательств"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка применения части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ при установлении заказчиком требования обеспечения гарантийных обязательств, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), вступившей в силу с 1 апреля 2020 г.) участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, с 1 апреля 2020 г. в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе от обеспечении гарантийных обязательств, в случае предоставления до заключения контракта предусмотренной указанной частью информации, содержащейся в реестре контрактов.
В случае если извещение об осуществлении закупки было опубликовано заказчиком после вступления в силу положений части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ), участник закупки, с которым заключают контракт, вправе до заключения контракта вместо обеспечения исполнения контракта, в том числе обеспечения гарантийных обязательств, предоставить заказчику информацию, предусмотренную частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
При этом, в случае если вместо предоставления заказчику информации, предусмотренной частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, участником закупки, с которым заключается контракт, при заключении контракта было предоставлено обеспечение исполнения контракта (банковской гарантией или внесением денежных средств), на такого участника закупки распространяется требование предоставления обеспечения гарантийных обязательств в случае установления такого требования заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым с 1 июля 2020 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения гарантийных обязательств (часть 2.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 124-ФЗ по соглашению сторон контракта положения части 2.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу Закона N 124-ФЗ, в связи с чем стороны вправе по соглашению сторон исключить требование об обеспечении гарантийных обязательств, предусмотренное контрактом.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 04 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-03-08/77760
- Название документа: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта в сфере закупок, в том числе от обеспечения гарантийных обязательств
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-11-13/54557 "Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения"
- Письмо Минфина России от 13.09.2024 № 24-06-07/87436 "Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 24-06-09/63390 "О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон"
- Письмо Минфина России от 25.09.2017 № 24-06-08/61944 "Об установлении требований к участникам закупки - субъектам МСП о наличии у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и установлении размера обеспечения договора"
- Письмо Минфина России от 19.08.2024 № 24-06-06/77541 "Об особенности установления размера обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению"