Письмо Минфина России от 05.03.2020 № 24-01-08/16645 "Об обосновании и определении начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращения по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка нормирования и расчета начальной цены единицы товара, работы, услуги, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции отмечаем, что в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если указанным Федеральным законом не установлено иное.
Таким образом, обоснование и определение начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта осуществляется заказчиками с учетом применения императивных норм статьи 19 Закона N 44-ФЗ, обязательных для применения заказчиками.
В этой связи отмечаем, что нормативные затраты - необходимые планируемые денежные средства для осуществления закупки товаров, работ, услуг государственных органов, которые учитываются при представлении и выделении субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом.
Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций от 13.10.2014 N 1047 (далее - Правила N 1047) устанавливают порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков в части закупок товаров, работ и услуг для обоснования в соответствии со статьей 18 Закона N 44-ФЗ объекта и (или) объектов закупки, наименования которых включаются в планы-графики закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Закона N 44-ФЗ и положениями Правил N 1047 высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации устанавливают правила определения нормативных затрат государственных органов субъектов Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее - Общие правила).
Таким образом, государственные органы субъекта Российской Федерации и муниципальные органы утверждают нормативные затраты в соответствии с Общими правилами, а также положениями Правил N 1047.
На основании положений пункта 2 части 4 статьи 19 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 N 1084 утверждены правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций (далее - Правила N 1084).
В целях расчета нормативных затрат в соответствии с пунктом 5 Правил N 1084 федеральные государственные заказчики разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей нормативы, в том числе цены и количества закупаемых товаров, работ, услуг, предусмотренных указанным пунктом.
При этом положениями пункта 23 Правил N 1047 предусмотрено, что норматив цены товаров, работ и услуг, устанавливаемый в формулах расчета, определяется с учетом положений статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, порядок обоснования нормативов цены товаров, работ, услуг, утверждаемых на основании Правил N 1084, установлен положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1047 общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственных органов субъектов Российской Федерации в рамках исполнения, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, нормативные затраты не устанавливают максимальный размер НМЦК всех закупок, включаемых в план-график закупок, извещение и документацию о закупке. Однако при определении размера НМЦК заказчики не могут превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственных органов по каждому виду затрат.
Кроме того, при определении размера НМЦК заказчики не могут превышать предельный размер требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ, в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
В этой связи отмечаем, что при расчете начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта заказчики вправе как учитывать ранее определенные нормативы цены товара, работы, услуги, так и повторно обосновывать цену с учетом расчетов в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ, при этом не превышая предельную цену товаров, работ, услуг (установленную с актами о нормировании).
Вместе с тем отмечаем, что установленные нормативы цены и количества для расчета нормативных затрат позволяют определить заказчикам как цену, так и количество (объем) поставляемого товара, выполняемой (оказываемой) работы, услуги.
По вопросу алгоритма расчета НМЦК сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлен порядок определения и расчета начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Учитывая изложенное, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, в случае если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, частью 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 05 Март 2020
- Номер документа: 24-01-08/16645
- Название документа: Об обосновании и определении начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минстрой РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09 "Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"