Письмо Минфина России от 07.08.2020 № 24-02-06/69336 "О закупках на одновременное выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта и поставку оборудования; о подтверждении опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автодорог"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ГКУ от 06.07.2020 по вопросам о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Закон № 44-ФЗ, Постановление № 99, Обращение), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленных в Обращении вопросов.
1. По вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 102, Постановление № 878) в случае, если предметом закупки являются одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства и поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией, Департамент сообщает.
Как следует из Обращения, в рамках выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии с проектно-сметной документацией предполагается предоставление заказчику в том числе с установкой (монтажом):
медицинского оборудования, подпадающего под действие Постановления № 102;
радиоэлектронной продукции, подпадающей под действие Постановления № 878.
В этой связи считаем необходимым отметить, что Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона № 44-ФЗ также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.
При этом согласно статье 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, включение в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом контракта, невозможно.
При этом согласно части 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 указанной статьи.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 56 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 56 Закона № 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 55 указанной статьи, предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Частью 57 статьи 112 Закона № 44-ФЗ установлено, что, в случае если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Таким образом, контракт, заключаемый в соответствии с частью 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, должен включать в себя:
работы по подготовке проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;
выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
поставку оборудования.
Учитывая изложенное, заключение контракта на капитальный ремонт и поставку оборудования без подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий будет противоречить законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. По вопросу об обязанности заказчика устанавливать к участникам закупок требование о представлении во второй части заявки на участие в закупке копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, в случае если предметом закупки являются одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства и поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией, Департамент сообщает.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации при поставке товара, являющегося объектом закупки, предъявляются требования о наличии документов, подтверждающих соответствие в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, заказчик обязан установить в документации о закупке требования о представлении соответствующих документов в составе заявки. При этом не допускается установление соответствующих требований, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем заказчик обязан требовать в составе заявки на участие в закупке наличия копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия, являющиеся предметом закупки.
На основании изложенного согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требование о наличии во второй части заявок на участие в электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия в случаях, предусмотренных законодательством.
3. По вопросу о подтверждении наличия опыта исполнения контрактов в соответствии с положениями Постановления № 99 Департамент сообщает.
Пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн рублей.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом контракты (договоры), представляемые участником закупки с целью подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям, должны быть заключены с участником закупки и исполнены таким участником закупки.
На основании изложенного с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2(3) приложения № 1 к Постановлению № 99, участник закупки представляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением № 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.
Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в связи с чем вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона № 44-ФЗ рассматривается ФАС России в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 07 Август 2020
- Номер документа: 24-02-06/69336
- Название документа: О закупках на одновременное выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта и поставку оборудования; о подтверждении опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автодорог
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 16.10.2024 № 24-06-06/100254 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, в том числе о наличии опыта"
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/104111 "О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства"
- Решение Арбитражного суда от 13.05.2024 по делу № А55-7048/2024 "Заказчик ограничил предмет договора для оценки опыта"
- Письмо Минфина России от 11.03.2022 № 24-06-07/18060 "О подтверждении участником закупки соответствия дополнительному требованию о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг договором субподряда"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 16.10.2024 № 28/93561/24 "О подтверждении участниками закупок опыта работы исполненными контрактами с актами работ"