Письмо Минфина России от 07.11.2025 № 24-06-06/107781 "О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках юрлицами за счет средств из бюджетов (бюджетных инвестиций)"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 08.10.2025 по вопросу применения положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), с учетом положений пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, сообщает следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при осуществлении юридическими лицами закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривают соблюдение положений Закона № 44-ФЗ, применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2, 3, 5, 6 и пункте 7 (в части контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ) части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ в пределах, установленных частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, применяются при осуществлении юридическими лицами закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривают соблюдение положений Закона № 44-ФЗ.
Следует отметить, что пункты 2, 3, 5, 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ предусматривают регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся:
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов;
мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ, в том числе приемку и оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Учитывая изложенное, положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения контракта, на закупки, осуществляемые в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, не распространяются, в связи с чем применению не подлежат положения Закона № 44-ФЗ в части изменения контракта.
Дополнительно Департамент считает возможным отметить, что в соответствии с положениями статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций осуществляется на основании решения о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджета публично-правового образования и договора о предоставлении бюджетных инвестиций, заключаемого между публично-правовым образованием в лице главного распорядителя бюджетных средств и юридическим лицом, являющимся получателем бюджетных инвестиций (далее соответственно - Решение, договор о предоставлении бюджетных инвестиций).
Порядок принятия Решений, а также требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций устанавливаются высшим исполнительным органом (исполнительно-распорядительным органом) соответствующего публично-правового образования, из бюджета которого предоставляются бюджетные инвестиции (абзац второй пункта 1 и абзац третий пункта 3 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации), и определяют условия предоставления бюджетных инвестиций. Так, Решением определяются юридическое лицо, цель предоставления бюджетных инвестиций, характеристики объекта капитального строительства (недвижимого имущества) и его финансового обеспечения, а требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций включают обязательные условия, которые должны выполнять получатели бюджетных инвестиций.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "г" пункта 4 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2017 № 190.
В отношении бюджетных инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета утверждены Постановлением № 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 190), которое содержит условие о соблюдении юридическим лицом - получателем бюджетных инвестиций при осуществлении им закупок за счет полученных средств положения Закона № 44-ФЗ в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, подлежащее обязательному включению в договор о предоставлении бюджетных инвестиций (подпункт "г" пункта 4 Постановления № 190). Указанная норма также включена в Типовую форму № 224н "Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием" (далее - Типовая форма № 224н).
Таким образом, требование о соблюдении положений Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок юридическими лицами за счет предоставленных бюджетных инвестиций определяется в правовых актах, устанавливающих условия предоставления бюджетных инвестиций, а пределы соблюдения положений Закона № 44-ФЗ при наличии вышеуказанного требования установлены частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 07 Ноябрь 2025
- Номер документа: 24-06-06/107781
- Название документа: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках юрлицами за счет средств из бюджетов (бюджетных инвестиций)
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 07.11.2025 № 24-06-06/107825 "Об отдельных вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд, по результатам которых заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами"
- Вебинар от 29.09.2025 "Строительные закупки и НДС 22%. Как работать дальше?"
- Письмо Минфина России от 10.09.2025 № 24-06-09/88144 "О способе закупки строительных работ, при выполнении которых поставляется товар, а также о применении условий типовых контрактов и типовых условий контрактов"
- Решение Арбитражного суда от 09.09.2025 № А32-50425/2024 "Кассация сочла лишним доптребования по строительному контракту"
- Письмо Минфина России от 09.07.2025 № 02-14-05/66675 "Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства"