Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 08.06.2020 № 24-01-08/49428 "О предмете регулирования законодательства о контрактной системе в сфере закупок и о мерах по его оптимизации, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев в рамках компетенции обращение от 23.04.2020 в части вопроса о совершенствовании положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.

Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

При этом согласно положениям статьи 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В связи с чем отмечаем, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств в рамках установленных им бюджетных полномочий.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного или муниципального заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципах открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Учитывая изложенное, положения Закона № 44-ФЗ предусматривают приоритет обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок товаров, работ, услуг с учетом установленных принципов и достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата в рамках определенного бюджетом объема средств.

Дополнительно сообщаем, что в целях оптимизации процедур закупок в 2019 году обеспечено внесение изменений в Закон № 44-ФЗ, предусматривающих:

осуществление планирования закупок посредством формирования одного документа (плана-графика закупок) и сокращения срока начала осуществления закупки после внесения информации в план-график закупок с 10 до 1 дня;

исключение излишних документов при осуществлении закупок (отчетов об исполнении контракта, извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика);

установление возможности осуществления закупок по цене за единицу независимо от предмета закупки;

сокращение сроков осуществления закупок, в том числе увеличение размера начальной (максимальной) цены контракта, при которой возможно проведение короткого аукциона, до 300 млн рублей, а в случае закупок строительных работ - до 2 млрд рублей;

установление по решению уполномоченных органов государственной власти возможности увеличения цены и (или) сроков в размере до 30% при исполнении контрактов на строительство в случае выявления при исполнении контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на условиях заключенного контракта;

увеличение предельной суммы закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для закупок государственных или муниципальных учреждений культуры до 600 тыс. рублей;

оптимизацию процедуры и сроков проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе увеличение размера начальной (максимальной) цены контракта, в пределах которой заказчик вправе проводить запрос котировок в электронной форме, с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей;

установление возможности закупки товара у единственного поставщика с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн рублей, на принципах "электронного магазина";

возможность заключения контрактов по принципу "контракт жизненного цикла" (приобретение, обслуживание, эксплуатация) при закупке любых новых машин и оборудования.

Кроме того, в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон № 98-ФЗ) внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые существенно упрощают порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации.

Законом № 98-ФЗ внесены изменения, предусматривающие дополнение статьи 112 Закона № 44-ФЗ положениями о том, что до 01.01.2024 Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (далее - Перечни) (часть 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

Частью 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При этом в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования (часть 57 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 98-ФЗ также внесены изменения, в соответствии с которыми в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ).

При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе изменить условия исполнения заключенного контракта в порядке, предусмотренном частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.

Указанная позиция доведена до всех участников контрактной системы совместным письмом Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV".

Кроме того, Законом № 98-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

В реализацию указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 № 591 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783", предусматривающее списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Также Департамент сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие возможность внесения в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон № 124-ФЗ) также внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, согласно которым с 01.07.2020:

снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);

исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;

предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;

предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);

допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.

При этом полагаем необходимым сообщить, что граждане Российской Федерации могут направлять предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", определяющим Правила рассмотрения общественных инициатив граждан Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Департамент благодарит за проявленную гражданскую инициативу и сообщает, что Вы вправе направить свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации посредством интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", расположенного по адресу: https://www.roi.ru.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Понедельник, 08 Июнь 2020
  • Номер документа: 24-01-08/49428
  • Название документа: О предмете регулирования законодательства о контрактной системе в сфере закупок и о мерах по его оптимизации, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12