Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 24-03-07/28903 "Об ограничениях (запретах) допуска товаров иностранного происхождения, выполнения работ (оказания услуг) иностранными лицами в сфере закупок"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о совершенствовании законодательства в сфере закупок, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках своей компетенции отмечаем следующее.
В части осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99, которым утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Кроме того, согласно части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, реализация указанных механизмов позволяет обеспечить закупку определенных товаров для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у российских поставщиков, обладающих необходимой квалификацией.
В части осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) сообщаем, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке в зависимости от специфики его деятельности.
Кроме того, установление запрета на участие иностранных лиц в закупке будет противоречить базовым принципам Всемирной торговой организации, которые предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и иностранного происхождения.
При этом в реализацию пункта 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление № 925).
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 925 устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Учитывая изложенное, внесение изменений, указанных в обращении, в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ не требуется.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 10 Апрель 2020
- Номер документа: 24-03-07/28903
- Название документа: Об ограничениях (запретах) допуска товаров иностранного происхождения, выполнения работ (оказания услуг) иностранными лицами в сфере закупок
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Вебинар от 23.10.2024 "Реформа правового режима импортозамещения в государственных, муниципальных и корпоративных закупках"
- Письмо Минфина России от 25.06.2024 № 24-06-09/59062 "О предоставлении преимуществ в отношении цены контракта участнику закупки - учреждению (предприятию) УИС и применении ограничений и условий допуска при закупках товаров"
- Вебинар от 18.07.2024 "Проект изменений по нац.режиму. Приказ №126н"
- Письмо Минфина России от 10.06.2024 № 24-06-06/53522 "О применении условий допуска иностранных товаров при закупках, если предмет контракта - товар, а также работы (услуги), при осуществлении которых поставляется товар"