Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-02-08/50658 "О предложениях по внесению изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок и в законодательство о закупках отдельными видами юрлиц"
Минфин России, рассмотрев обращение от 08.05.2020, содержащее предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - обращение, Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ), сообщает следующее.
1. По вопросу о введении исключений, позволяющих проведение закупочных процедур, не включенных в план закупок, на товары для защиты персонала, работающего на непрерывном производстве, - средства индивидуальной защиты, термометры, средства дезинфекции и иное, Минфин России сообщает.
В соответствии с частью 5.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.
С учетом правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№Cov, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, по мнению Минфина России, является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, в настоящее время в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№Cov, возможно заключение заказчиком договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг без включения таких закупок в план закупок.
Кроме того, Минфин России обращает внимание, что в случае необходимости заказчик на основании части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в порядке, установленном Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932, вправе внести изменения в план закупок.
При этом обоснование внесения изменений в план закупки в форме самостоятельного документа, а также требования к содержанию такого обоснования положениями Закона № 223-ФЗ не предусмотрены.
На основании изложенного внесение предлагаемых изменений не требуется.
2. По вопросу о предоставлении права осуществлять закупки без проведения процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ и положениями о закупке, а также о возможности заключения договоров с лицами, с которыми были ранее заключены аналогичные договоры, Минфин России сообщает.
Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая конкурентные и неконкурентные способы закупки) и условия их применения.
На основании части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик устанавливает способы неконкурентной закупки, в том числе закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, заказчики в положении о закупке самостоятельно устанавливают перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного Минфин России сообщает, что в настоящее время предусмотрены механизмы, позволяющие беспрепятственно осуществлять закупку аналогичных товаров, работ, услуг у контрагентов, с которыми предприятие заключало договоры в 2018 - 2019 гг., в рамках положений Закона № 223-ФЗ и положения о закупке, в связи с чем внесение изменений в Закон № 223-ФЗ не требуется.
3. По вопросу о предоставлении Внешэкономбанку права выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов Минфин России сообщает, что в Правительство Российской Федерации внесен разработанный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти законопроект, направленный на комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законопроект), в том числе предусматривающий, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств смогут принимать независимые гарантии, выданные государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ".
4. По вопросу об установлении права заказчиков отказаться от заключения договора в случае победы в закупке иностранного участника при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению договора (пункт 1 таблицы, приложенной к обращению), Минфин России сообщает.
Как следует из обращения, предлагаемые изменения обусловлены наличием риска неисполнения иностранными участниками заключенных договоров в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации.
Минфин России обращает внимание, что установить наличие обстоятельств, препятствующих исполнению договора иностранным участником, не представляется возможным.
Кроме того, предлагаемый механизм является неадминистрируемым, в связи с чем может повлечь значительные нарушения со стороны заказчиков при отказе в заключении договоров.
Заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№Cov, является обстоятельством непреодолимой силы.
При этом заказчик должен обладать доказательствами, подтверждающими причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№Cov, с невозможностью дальнейшего проведения закупки.
Таким образом, Законом № 223-ФЗ предусмотрены меры, позволяющие отменить закупку в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в связи с эпидемиологической ситуацией.
Дополнительно Минфин России обращает внимание, что заказчик самостоятельно с учетом требований Закона № 223-ФЗ устанавливает в положении о закупке и документации о закупке условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения.
Учитывая изложенное, Минфин России не поддерживает внесение предлагаемых изменений.
5. По вопросу о внесении изменений в статью 2 Закона № 223-ФЗ в части установления возможности утверждения изменений в положение о закупке руководителем заказчика в случае необходимости внесения таких изменений вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, а также для предотвращения угрозы или ликвидации последствий возникновения указанных ситуаций Минфин России сообщает.
Частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ в действующей редакции определен исчерпывающий перечень лиц, обладающих правом утверждать положение о закупке и изменения в него.
При этом согласно пункту 2 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие, положение о закупке утверждается руководителем соответствующего предприятия.
Вместе с тем установление возможности утверждения положения о закупке организаций иных форм собственности их руководителем может привести к принятию соответствующих решений лицом, у которого отсутствуют полномочия и компетенция на утверждение положения о закупке.
Кроме того, предлагаемые изменения могут повлечь превышение полномочий руководителя, установленных иными законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, внесение изменений, предлагаемых в пункте 2 таблицы к обращению, не может быть поддержано.
6. По вопросу о внесении изменений в часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в части установления упрощенного порядка изменения существенных условий контракта путем направления уведомления об изменении срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги в контрольный орган в сфере закупок после заключения дополнительного соглашения к контракту взамен внесения таких изменений на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации Минфин России сообщает.
По мнению Минфина России, предлагаемые изменения позволят многократно и значительно пересматривать условия контрактов при отсутствии критериев принятия соответствующих решений, что может привести к неисполнению сторонами своих обязательств по контракту и к дополнительному расходованию бюджетных средств.
Вместе с тем в обращении отсутствует достаточное обоснование для внесения предлагаемых изменений.
Кроме того, согласно обращению предлагается направлять уведомления о внесении изменений в контракты в адрес федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.
При этом в соответствии с положениями частей 3, 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ указанные органы власти не наделены полномочиями на осуществление контроля в отношении соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта.
Учитывая изложенное, указанное предложение не может быть поддержано.
7. В отношении предложения по установлению возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок при признании открытого конкурса в электронной форме и электронного аукциона несостоявшимися по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок на участие в соответствующей закупке (пункты 4, 5 таблицы, приложенной к обращению) Минфин России сообщает.
С 01.07.2019 вступили в силу изменения в часть 27 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ в части устранения цикличности закупок, в случае признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений. С целью сокращения сроков контрактации заказчику предоставляется право при двукратном отсутствии заявок в рамках одной процедуры заключить контракт с любым исполнителем, соответствующим требованиям документации о закупке (при обязательной ее проверке контрольным органом с целью предотвращения рисков возможных злоупотреблений).
Таким образом, положениями Закона № 44-ФЗ в действующей редакции уже предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений.
Дополнительно Минфин России сообщает, что законопроектом предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 11 Июнь 2020
- Номер документа: 24-02-08/50658
- Название документа: О предложениях по внесению изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок и в законодательство о закупках отдельными видами юрлиц
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.09.2024 № 24-06-07/87436 "Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта"
- Письмо Минфина России от 01.08.2024 № 24-06-09/71803 "О включении цены контракта в проект контракта по итогам электронной процедуры, формировании протокола разногласий, указании цены товаров (работ, услуг) поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо Минфина РФ от 15.08.2024 № 24-08-06/76561 "О порядке изменений условий по оплате контракта в рамках Закона 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 27.05.2024 № 24-06-09/48397 "Об указании бюджетным учреждением объема финансового обеспечения закупок в плане-графике и внесении в него изменений"
- Вебинар от 30.05.2024 "Проблемы исполнения, изменения, расторжения контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ"