Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 24-01-08/9770 "Об определении нормативных затрат и НМЦК при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с положениями части 1 статьи 18 Закона № 44-ФЗ установлено, что в целях указанного Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, обоснованной закупкой является закупка товаров, работ, услуг, осуществляемая с учетом применения императивных норм статей 19 и 22 Закона № 44-ФЗ, обязательных для применения заказчиками.
Нормирование в сфере закупок является механизмом, направленным на обеспечение достижения целей эффективного использования бюджетных средств.
Кроме того, механизм нормирования товаров, работ, услуг позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды, но не допускает осуществление закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства, характеристики или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи отмечаем, что нормативные затраты - необходимые планируемые денежные средства для осуществления закупки товаров, работ, услуг государственных органов, которые учитываются при представлении и выделении субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом.
Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 (далее - Правила № 1047), устанавливают порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков в части закупок товаров, работ и услуг для обоснования в соответствии со статьей 18 Закона № 44-ФЗ объекта и (или) объектов закупки, наименования которых включаются в планы-графики закупок.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1047 общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственных органов субъектов Российской Федерации в рамках исполнения соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, нормативные затраты не устанавливают максимальный размер НМЦК всех закупок, включаемых в план-график закупок, извещение и документацию о закупке. Однако при определении размера НМЦК заказчики не могут превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственных органов по каждому виду затрат.
Кроме того, при определении размера НМЦК заказчики не могут превышать предельный размер требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
В этой связи отмечаем, что положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлен порядок определения и расчета начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусматривается, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрен механизм определения НМЦК, предусматривающий в том числе использование индексов и коэффициентов с учетом экономических условий, особенностей и специфики закупок товаров, работ, услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Учитывая изложенное, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, в случае если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, частью 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 13 Февраль 2020
- Номер документа: 24-01-08/9770
- Название документа: Об определении нормативных затрат и НМЦК при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2024 № 1285 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
- Письмо Минфина России от 19.08.2024 № 24-06-06/77541 "Об особенности установления размера обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению"
- Вебинар от 02.08.2024 "Низкая НМЦД: "участвовать нельзя пропустить": как рассчитать рентабельность сделки"
- Вебинар от 12.07.2024 "Метод обоснования НМЦД основные и альтернативные"