Письмо Минфина России от 13.09.2023 № 02-12-12/87684 "О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК"
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение филиала публично-правовой компании от 11 августа 2023 г. по вопросу использования публично-правовой компанией (далее - ППК) сумм неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение Минфина России по поставленному в обращении вопросу.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе в случае просрочки исполнения.
Частью 4.1 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридических лиц, определенных указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов, Отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).Указанная норма Закона № 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.
Таким образом, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности, в случае если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет.
При этом положениями абзаца второго пункта 16 статьи 46 Бюджетного кодекса установлено, что суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным государственной корпорацией, публично-правовой компанией, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Указанные положения Бюджетного кодекса распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства", которые в соответствии с положениями пунктов 8 и 8.1 статьи 241 Бюджетного кодекса осуществляют полномочия получателя бюджетных средств, в том числе полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов.
ППК, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и понятиями Закона № 44-ФЗ Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ), не является получателем бюджетных средств, государственным заказчиком и не имеет полномочий на заключение государственных контрактов.
Государственный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения, соответственно, государственных нужд (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, суммы неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии, предоставленной ППК в соответствии со статьей 78.3 Бюджетного кодекса, подлежат зачислению на расчетный счет, открытый заказчику по контракту (договору) в кредитной организации.
Поступившие на расчетный счет указанные средства требуется учитывать при реализации инвестиционного проекта. Суммы неустоек (штрафов, пеней), поступивших на лицевой счет участника казначейского сопровождения, по мнению Минфина России, подлежат возврату отправителю как ошибочно зачисленные.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 13 Сентябрь 2023
- Номер документа: 87684
- Название документа: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 10.12.2024 "Как подготовиться к завершению финансового года"
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"