Письмо Минфина России от 14.05.2020 № 24-01-08/39016 "О закупках у СМП и СОНКО и изменениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с распространением коронавирусной инфекции"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение, содержащее предложения, касающиеся организации закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем необходимым отметить, что Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в контракт, заключаемый СМП, СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ (часть 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым заказчикам предоставляется право до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта при закупках у СМП, за исключением случаев, если предусмотрена выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Также в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Кроме того, Законом N 98-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
В реализацию указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783", предусматривающее списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым с 1 июля 2020 г.:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Также Департамент отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие возможность внесения изменений в заключенные в 2020 году контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ содержит комплекс мер, обеспечивающих баланс интересов как заказчиков, так и участников закупок, в том числе СМП, СОНКО, и при этом направленных на повышение эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности, прозрачности закупок, развитие конкуренции путем обеспечения равного доступа участников к закупкам, что, в свою очередь, способствует эффективному расходованию средств, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, в связи с чем принятие указанных предложений нецелесообразно.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 14 Май 2020
- Номер документа: 24-01-08/39016
- Название документа: О закупках у СМП и СОНКО и изменениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с распространением коронавирусной инфекции
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103492 "Об установлении заказчиком в извещении о закупке требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"