Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 9 сентября 2022 г. по вопросам о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога, каталог) каталог используется заказчиками в том числе в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом № 44-ФЗ (далее - реестр).
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчик при наличии в каталоге позиции, определяющей соответствующую потребность в товаре, работе, услуге, применяет информацию, включенную в такую позицию каталога, в том числе наименование товара, работы, услуги, единицу измерения количества товара, объема выполненной работы, оказанной услуги, описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), при осуществлении закупки.
В соответствии с положениями Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра, Постановление № 60), в реестр подлежат включению:
информация и документы о заключенном контракте, в том числе информация, предусмотренная Правилами использования каталога (при наличии) (подпункт "з" пункта 10 Правил ведения реестра);
информация и документы о приемке поставленного товара, в том числе информация о единице измерения поставленного товара, объема выполненной работы, оказанной услуги (подпункт "а" пункта 11 Правил ведения реестра).
При этом порядок включения информации и документов в реестр, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра, предусматривает проведение соответствующей проверки в соответствии с требованиями пункта 18 Правил ведения реестра, в том числе в части непротиворечивости содержащихся в указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 18 Правил ведения реестра информации и документах данных друг другу (подпункт "з" пункта 18 Правил ведения реестра).
Дополнительно Департамент сообщает о готовности обеспечить рассмотрение рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20 июля 2017 г. № 542, конкретных предложений по внесению изменений в позиции каталога при поступлении таких предложений в Минфин России. 2. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНКО).
Таким образом, Закон № 44-ФЗ содержит преимущества, направленные на поддержку СМП и СОНКО, выражающиеся в том числе в ограничении участия в закупке хозяйствующих субъектов, не относящихся к СМП или СОНКО.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен частью 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.
При этом отмечаем, что декларировать участником закупки свою принадлежность к СМП в составе заявки на участие в закупке в соответствии с положениями статьи 43 Закона № 44-ФЗ не требуется.
В этой связи Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 43 Закона № 44-ФЗ при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с Законом № 44-ФЗ оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Закона № 44-ФЗ информация и документы, предусмотренные подпунктом "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы направляются заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС.
Правила регистрации участников закупок в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением № 60 (далее - Правила регистрации участников).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 12 и подпунктом "л" пункта 13 Правил регистрации участников для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, а также физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, уполномоченное лицо формирует информацию и документы о принадлежности к СМП с указанием соответствующей категории (при наличии).
Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил регистрации участников информация, указанная в подпункте "л" пункта 12 и подпункте "л" пункта 13 Правил регистрации участников, формируется в ЕИС автоматически на основании сведений из единого реестра СМП.
Таким образом, при регистрации участника закупки в ЕИС информация о принадлежности такого участника к СМП формируется в ЕИС автоматически на основании сведений из единого реестра СМП.
Частью 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае:
несоответствия информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пункт 2);
выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (пункт 8).
С учетом изложенного комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о допуске или об отклонении заявок, руководствуясь извещением об осуществлении закупки и Законом № 44-ФЗ.
3. В реализацию части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ № 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении № 1, приложении № 2 к Приказу № 126н.
Таким образом, условия допуска, установленные Приказом № 126н, распространяются на товар, включенный в соответствующие приложения к Приказу № 126н.
При этом отмечаем, что позиции товаров, в отношении которых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление № 616) установлен запрет на допуск из иностранного государства или группы иностранных государств, не включены в приложения к Приказу № 126н.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 14 Октябрь 2022
- Номер документа: 24-06-06/99792
- Название документа: О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103492 "Об установлении заказчиком в извещении о закупке требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"
- Вебинар 05.12.2024 "Обжалование действий/бездействия субъектов контроля"
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"