Письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-08/81614 "Об изменении существенных условий контракта и списании начисленных поставщику (подрядчику,исполнителю) неустоек (штрафов,пеней) в период пандемии коронавируса; об оценке заявок участников закупок"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части исполнения контракта в период пандемии, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
1. По вопросу изменения существенных условий контракта Департамент сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Примечание.
На момент издания данного документа часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изложена в новой редакции.
Частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Таким образом, заказчик в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливает условия исполнения контракта, в том числе порядок и сроки исполнения контракта.
С учетом изложенного Законом № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно осуществляться в порядке и сроки, предусмотренные условиями исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
Вместе с тем Департамент сообщает, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с объявлением пандемии в Закон № 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ).
Необходимо отметить, что частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ возможность изменения предусмотренного контрактом количества товаров, объема работ или услуг не предусмотрена.
При этом Департамент обращает внимание, что, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, при этом в случае фактического исполнения контракта в полном объеме заказчику необходимо оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически поставленное количество товара, выполненный объем работ, оказанный объем услуг.
2. По вопросу списания сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2020 году в соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ Департамент сообщает, что указанной частью установлено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.
В реализацию указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 591 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783 (далее - Постановление № 783).
Так, списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) и не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции происходит в соответствии с Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением № 783.
3. По вопросу оценки заявок участников закупок Департамент считает возможным отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании пункта 8 Правил заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Департамент обращает внимание, что заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, в соответствии с Правилами.
При этом установленные заказчиком показатели, раскрывающие содержание соответствующих критериев оценки, в соответствии с Правилами не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 17 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-03-08/81614
- Название документа: Об изменении существенных условий контракта и списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в период пандемии коронавируса; об оценке заявок участников закупок
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 14.11.2024 "Контракты по 44 ФЗ договоры по 223 ФЗ что существенно для заказчика"
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Решение Арбитражного суда от 05.04.2024 по делу № А32-25748/2023 "По соглашению сторон расторгли госконтракт, оснований для неустойки нет"