Письмо Минфина России от 19.06.2017 № 24-04-08/38124 "О закупках ГУП (МУП) товаров, не обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, и требованиях к закупкам при выполнении обязательств по гражданско-правовым договорам за счет собственных..."
Минфин России, рассмотрев обращение о порядке осуществления государственным унитарным предприятием закупочной деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части установления требований к закупке конкретного товара при выполнении обязательств по гражданско-правовым договорам, финансируемых за счет собственных средств, в части осуществления закупок, не обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, сообщает свою позицию по поставленным в обращении вопросам
По вопросу осуществления закупок, не обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, Минфин России сообщает следующее.
03.07.2016 принят Федеральный закон N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц", устанавливающий с 01.01.2017 обязанность государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе установлено исключение, в соответствии с которыми государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2016 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в качестве исполнителя по контракту, заключенному в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, то есть при осуществлении закупок исключительно в объемах, необходимых для исполнения унитарным предприятием государственного, муниципального контракта, применяется Закон о закупках. В иных случаях необходимо руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.
По вопросу установления требований к закупке конкретного товара (в том числе в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования производителя) при выполнении обязательств по гражданско-правовым договорам, финансируемых за счет собственных средств, Минфин России считает необходимым сообщить следующее.
Положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывают заказчика установить требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, в связи с чем с целью реализации принципа обеспечения конкуренции предполагается необходимость описания заказчиком в документации непосредственно характеристик товара, а не его производителя (поставщика), средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.
Более того, в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе по общему правилу предусмотрена необходимость использования заказчиком стандартных требований, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Вместе с тем положения статьи 33 Закона о контрактной системе содержат следующие случаи, предусматривающие исключение необходимости обязательного включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент"
1) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
2) случаи закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлены случаи допустимости закупки товаров с индивидуальными характеристиками.
Дополнительно Минфин России сообщает, что Закон о контрактной системе содержит комплекс мер, обеспечивающих баланс интересов как заказчиков, так и участников закупок и при этом направленных на повышение эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности, прозрачности закупок, развитие конкуренции путем обеспечения равного доступа участников к закупкам.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 19 Июнь 2017
- Номер документа: 24-04-08/38124
- Название документа: О закупках ГУП (МУП) товаров, не обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, и требованиях к закупкам при выполнении обязательств по гражданско-правовым договорам за счет собственных средств
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 15.03.2024 № 02-14-08/23238 "О перечислении средств по договору, подлежащему казначейскому сопровождению и заключенному в рамках госконтракта, источником финансового обеспечения"
- Письмо Минфина России от 10.03.2023 № 24-07-09/19810 "О применяемом законодательстве при закупках у субъектов МСП отдельными видами юрлиц, если положение о закупке признано неразмещенным, и при закупках бюджетными учреждениями"
- Вебинар от 20.02.2024 "Финансовое обеспечение обязательств участников закупок"
- Видео от 31.08.2023 "Закупка электрической энергии унитарными предприятиями"
- Вебинар от 23.06.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 44-ФЗ"