Письмо Минфина России от 20.06.2023 № 02-09-08/57340 "О проверках осуществления контроля за соблюдением законодательства о закупках; о включении информации о нарушениях в представление"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 30.05.2023, сообщает.
Согласно абзацу первому пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) Федеральное казначейство уполномочено проводить проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением настоящего Закона № 44-ФЗ в соответствии с порядком, установленным Минфином России. Порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ утвержден приказом Минфина России от 29.10.2021 № 167н (далее - Порядок № 167н, проверка).
В соответствии с пунктом 35 Порядка № 167н по результатам проверки проверочной группой или уполномоченным на проведение проверки должностным лицом оформляется Акт проверки, который подписывается соответственно руководителем проверочной группы или должностным лицом.
Акт проверки, согласно пункту 39 Порядка № 167н, должен содержать в том числе информацию о выявленных нарушениях и недостатках в деятельности органа контроля по контролю в сфере закупок, а также причинах и условиях, им способствовавших (при наличии).
Акт проверки и возражения на акт проверки (в случае их поступления) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федерального казначейства (далее - ТОФК) в течение 25 рабочих дней со дня его подписания (пункт 42 Порядка № 167н).
По результатам рассмотрения акта проверки и иных материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) ТОФК принимает одно или несколько решений, в том числе о направлении или об отсутствии оснований для направления органу контроля заключения (пункт 43 Порядка № 167н).
При этом заключение, согласно пункту 44 Порядка № 167н, должно содержать в том числе информацию о выявленных нарушениях и недостатках в деятельности органа контроля по контролю в сфере закупок - нарушениях и недостатках, по которым принято решение о направлении заключения.
Учитывая изложенное, отражение в заключении информации о нарушениях должно осуществляться с учетом положений вышеуказанных нормативных правовых актов.
В части вопроса об обязательности соблюдения территориальными органами Федерального казначейства требований федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок в соответствии с Порядком № 167н сообщаем.
В соответствии с частью 11.2 статьи 99 Закона № 44-ФЗ уполномоченным органом на проведение проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ является исключительно Федеральное казначейство.
При этом полномочие Федерального казначейства по проведению указанных проверок не относится к полномочиям по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в связи с чем деятельность Федерального казначейства по проведению указанных проверок не относится к предмету регулирования федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и регулируется Законом № 44-ФЗ и Порядком № 167н.
Учитывая изложенное, ссылка на федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при рассмотрении вопросов, связанных с проведением указанных в обращении проверок, некорректна.
По вопросу включения в представление и предписание органа внутреннего муниципального финансового контроля нарушений, отсутствующих в акте проверки, проведенной органом внутреннего муниципального финансового контроля, полагаем необходимым отметить следующее.
Порядок формирования, а также требования к содержанию представлений и предписаний органов внутреннего муниципального финансового контроля установлены статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - Стандарт № 1095).
В соответствии с пунктом 4 Стандарта № 1095 решение о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля по результатам рассмотрения им акта проверки (ревизии), возражений объекта контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии), а также иных материалов проверки (ревизии).
Пунктами 11 и 12 Стандарта № 1095 установлен дополнительный перечень информации, обязательной к отражению в представлении и предписании, помимо требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 11 Стандарта № 1095 в представлении также указывается информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями.
Таким образом, отражение информации о выявленных нарушениях в представлении, предписании органа контроля должно осуществляться с учетом положений вышеуказанных нормативных правовых актов.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 20 Июнь 2023
- Номер документа: 02-09-08/57340
- Название документа: О проверках осуществления контроля за соблюдением законодательства о закупках; о включении информации о нарушениях в представление, предписание органа внутреннего муниципального финансового контроля
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 13.12.2023 № 02-09-05/120474 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия"
- Письмо Минфина России от 26.04.2024 № 24-06-06/39637 "О при привлечении экспертов в рамках проведения налогового контроля "