Письмо Минфина России от 26.08.2020 № 24-05-07/74842 "О необходимости применения типовых условий контрактов и правомерности внесений изменений и дополнений в типовые условия контрактов"
Минфин России, рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части необходимости применения типовых условий контрактов и правомерности внесений изменений и дополнений в такие типовые условия контрактов, в рамках компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу обязанности заказчиков применять при осуществлении закупок, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, в порядке, предусмотренном Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее - Постановление № 606, Правила), разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Согласно пункту 15 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Таким образом, заказчики при осуществлении закупок обязаны применять утвержденные федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос" типовые контракты, типовые условия контрактов, которые включены в библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, размещенной в ЕИС.
Обязанность применять указанные типовые контракты, типовые условия контрактов возникает у заказчика по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Дополнительно сообщаем, что согласно части 7 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в ЕИС в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки таких типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
2. По вопросу определения условий, при которых типовой контракт, типовые условия контрактов подлежат применению.
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, заказчиками применяются типовой контракт, типовые условия контрактов при одновременном соответствии показателей для применения типового контракта, типовых условий контрактов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 16 Правил, данным, характеризующим конкретную закупку, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг.
3. По вопросу правомерности внесений изменений и дополнений в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов.
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 Правил установлено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктами 2-11 Правил.
Таким образом, заказчик не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта за исключением их переменных частей.
При этом Минфин России отмечает, что разработчиком типовых условий контрактов, указанных в обращении, является Минстрой России, в связи с чем вопросы применения соответствующих типовых условий контракта не относятся к полномочиям Минфина России.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 26 Август 2020
- Номер документа: 24-05-07/74842
- Название документа: О необходимости применения типовых условий контрактов и правомерности внесений изменений и дополнений в типовые условия контрактов
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 21.11.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 14.09.2023 № 24-06-09/88062 "О заключении контракта в сфере закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений"
- Письмо Минфина России от 09.08.2023 № 24-06-06/74720 "Об определении срока исполнения контракта (отдельных этапов его исполнения) и применении условий типового контракта на оказание охранных услуг"
- Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 № 694 "Об утверждении типовых условий государственных контрактов на оказание услуг по хранению, уничтожению, экспертизе, оценке рыночной стоимости имущества, обращенного в собственность государства"
- Типовые условия госконтрактов на организацию детского питания в школах